Стихотворный размер (ритм)
Ямб – двусложный размер с ударением на последнем слоге в стопе. Например, «Весна еще в пути…».
Хорей отличается от ямба лишь тем, что под ударением оказывается первый слог в стопе: «Наша Таня громко плачет…».
Дактиль, амфибрахий и анапест — это трехсложные размеры стиха.
Если используется дактиль, под ударением находится первый слог трехсложной стопы: «Я за тобою пойду…».
Амфибрахий представляет собой стихотворный размер, при котором ударным является второй слог в трехсложной стопе. Например, «Поверить надо в чудеса…».
Когда применяется анапест, ударение падает на третий слог в трехсложной стопе: «Череда бесконечных полос…».
Советы: как сочинять стихи
Стихотворения – это эмоции, облаченные в слова. Приведем несколько советов, которые помогут понять, как сочинять стихи.
Для начала рекомендуется определиться с темой, оформить основную мысль и идею, которую хочется отразить в произведении. Затем нужно выбрать ритм и размер. Некоторым людям гораздо проще сочинить стихи на заданные рифмы. Ритм должен соответствовать теме, настроению, эмоциональному состоянию.
Важным моментом является наличие воображения, поэтому нужно попытаться абстрагироваться от окружающей реальности или, напротив, погрузиться в нее, если лирика этого требует. Для того чтобы понять, как сочинять стихи, человек должен уметь наблюдать, замечать и выделять все интересное, яркое, впечатляющее, уметь подбирать выразительные слова.
Когда готова основа, можно приступать к созданию стихотворения, трансформации душевного порыва в цельное и логичное произведение.
Спустя некоторое время после написания произведения важно посмотреть на него как бы со стороны, оценить, подкорректировать. Это должны делать авторы сами
Сочиненные стихи должны быть гармоничными, эмоциональными.
В итоге должен получиться качественный продукт поэтического творчества, созданный при помощи эмоционального восприятия и логического осмысления и основанный на научных знаниях о технике стихосложения.
Рекомендации по подбору рифм
Впрочем, если бы критики оценивали последнее стихотворение, сказали бы, что при написании поэзии необходимо избегать банальных рифм. Стихи ценятся не только за умелый подбор созвучий, но и за оригинальность оформления, новизну и непосредственность.
Существует ряд нежелательных рифм, к ним относятся:
— тривиальные рифмы: любовь – кровь, морозы – мимозы;
— глагольные рифмы: пойдет – найдет, быть – забыть;
— приблизительные рифмы, в которых встречается несовпадение гласных или согласных звуков, вызывающие неточность звучания: хвалится — пятится.
При написании стихотворения важно помнить, что в каждом произведении рифма должна быть оригинальной. Если вдруг не получается найти созвучные слова, стоит перефразировать предложение, поменять строки местами
Что же касается стихотворного размера и структуры строф, тут уже автор вправе выбирать то, что соответствует его желаниям, настроению.
Особенности детского поэтического творчества
Юные поэты живее, ярче способны воспринимать поэтическое слово. Связано это с их непосредственностью, способностью видеть окружающий мир в разнообразных красках и замечать то, на что взрослые уже давно внимания не обращают. Все это явственно выражают стихи, сочиненные детьми.
Если б только мы умели
Понимать язык зверей,
То услышали б, наверно,
Что щебечет воробей,
Что лягушки на болоте
Громко выразить хотят,
Почему, когда уснете,
Мыши под полом пищат,
Что в листве поет синица,
И зачем защелкал клест,
Почему сове не спится,
Что мурлычет серый кот,
И зачем в тиши лесной
Громко плачет козодой.
Все дети сочиняют стихи, получая при этом необычайное, огромное удовольствие от собственного рифмоплетства, от радости создания своего произведения. Стихотворения, написанные ребенком, отличаются образностью, красочностью. Корней Чуковский говорил: «В начале жизни мы все — стихотворцы и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой».
Когда нужно начинать обучение рифмоплетству
Научиться писать стихи может не каждый. Часто можно услышать, что поэтами рождаются и что никакое обучение не может помочь. Известно, что существуют врожденные особенности чувственного восприятия, которые способствуют достижению успехов в поэтической деятельности. Но при этом считается, что подобной одаренностью обладают многие люди. Основным доказательством служит то, что большинство детей и подростков тяготеют к написанию стихотворений. Но с возрастом это влечение ослабевает или исчезает вовсе. В любом случае учить слагать рифмы следует начинать с самого раннего возраста.
Первое знакомство ребенка с поэзией происходит в самом раннем возрасте. С рождения кроха слышит первые стихотворные произведения. Как правило, это народное творчество: колыбельные, пестушки, потешки. Малыш еще не способен понять смысл, но он уже знакомится с красотой родной речи, ее мелодичностью, учится чувствовать рифму и размер. Потом происходит знакомство с детскими стишками, например, Агнии Барто и Самуила Маршака. Для первой встречи с поэзией необходимо выбирать только хорошие, качественные произведения.
Развитие поэтического таланта у детей
Ярчайшие первые впечатления (знакомство с природой, техникой, предметами искусства), новые чувственные ощущения у каждого человека индивидуальны. И они во многом влияют на формирование неповторимой человеческой личности, уникального склада ума, души. Дети сочиняют стихи не только для себя, для своего удовольствия. Они любят посвящать их близким людям.
В качестве примера приведем сочиненные стихи про весну.
Еще стоят на улице морозы,
И ярко лед сверкает на катке,
А рядом, на заснеженном лотке,
Пушистые созвездия мимозы.
Она нарочно расцвела сегодня,
Чтоб у тебя повиснуть в волосах,
Веселым отблеском мелькнуть в глазах,
Морозный воздух чтоб вдохнуть свободно.
И пусть тиха капели дребедень,
Пускай еще на улице морозы,
Пушистым золотом цветет мимоза,
Приветствуя весну и женский день.