«Грандиозное событие»
8 ноября 2011 года Ольга Голодец, в то время – заместитель мэра столицы по вопросам образования и здравоохранения, объявила о «грандиозном событии» – публикации списка 85 лучших школ Москвы:
Рейтинг, составленный по итогам 2010/2011 учебного года, учитывал всего два показателя: результаты участия в Московской и Всероссийской олимпиадах школьников и ЕГЭ/ГИА.
Школы, вошедшие в рейтинг, получили гранты от столичных властей. На поддержу лидеров образования из бюджета выделили 650 млн рублей: первой десятке досталось по 15 млн, следующие 25 образовательных организаций получили по 10 млн и 50 школ – по 5 млн. Деньги можно было потратить на премии учителям, повышение их квалификации, оборудование и нужды школ.
Зачем противопоставлять
Еще один основополагающий постулат нынешнего рейтинга представляется мне как минимум спорным: по набранным баллам соревнуются и школы, ориентированные на мотивированных и талантливых детей, участвующих в олимпиадах, и образовательные организации, где в основном ученики из семей с низким социально-экономическим статусом, и колледжи, то есть учреждения среднего профессионального образования, и школы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Не вижу смысла сравнивать между собой, к примеру, Лицей «Вторая школа», «Школу-интернат для реабилитации и обучения слепых» Департамента труда и социальной защиты и Технологический колледж. Эти образовательные организации решают совершенно разные задачи. Кроме того, в общедоступной версии рейтинга нет возможности посмотреть, за счет чего та или иная школа набирала баллы – то ли дошкольников много, то ли ученики ЕГЭ хорошо сдают, то ли олимпиадные успехи впечатляющие, то ли профилактика правонарушений налажена, то ли в школе созданы условия для работы с детьми с ОВЗ.
Есть ли смысл в таком сравнении, которое превращается в противопоставление?
Фокус на знания, а не на место в рейтинге
Занять первые позиции в рейтинге лучших стремятся все. Но как быть, если некоторые школьники не дотягивают и портят статистику всего образовательного учреждения? Практика показывает, что для некоторых учителей и директоров это дело поправимое, если закрывать глаза на использование шпаргалок и списывание во время контрольных.
Но идеальная школа исключает такой вариант развития. В ней дети получают заслуженные оценки за знания, которые они освоили, а не за хитрость или безразличие учителей. Младшеклассников вовсе не рекомендуется оценивать в баллах. В идеальной школе, по мнению научного сообщества, отличившийся заслуживает словесной похвалы, недотянувший – указаний на слабые места для проработки, помощи со сложными вопросами.
Также в идеальной школе домашние задания распределяются равномерно по всем предметам. Более того, время их выполнения не превышает 45 минут, при этом уроки проверяются учителем не выборочно, а у всех учеников.
Дистанционное обучение в Москве в школах в сентябре 2021 — дата
Для перевода одного класса на дистанционку, достаточно одного заболевшего ученика. Школу закроют на карантин в случае выявления 25% заболевших среди учащихся. Такими предписаниями Роспотребнадзора руководствуются директора учебных заведений.
К концу сентября-началу октября специалисты прогнозируют очередной всплеск заболеваемости COVID-19, сообщает Общественная служба новостей (ОСН).
«Будет расти заболеваемость, это прогнозируемо. В какой-то мере это связано с большим количеством невакцинированного населения, – отметил источник ОСН. – В первую очередь это студенты и дети, там будут вспышки. В вузах будут вспышки, в школах. Где у нас есть места, где 30 и более человек сидят рядышком в одном помещении без масок? Только в больших ресторанах, в школах и вузах. В других местах все более-менее разобщены либо вакцинированы. Поэтому прогнозируемо студентов и школьников отправят на дистант».
По мнению специалиста, в Москве на дистанционное обучение учащихся отправят уже в начале октября. Вероятно, аналогичное решение примут и власти ряда регионов.
В Московской области зафиксировано несколько случаев перевода отдельных классов на дистант.
С 22 сентября по 6 октября Государственный университет управления (ГУУ) переходит на дистанционное обучение из-за неблагоприятной эпидситуации. Об этом сообщается на сайте вуза.
«С 22 сентября по 6 октября весь кампус Государственного университета управления будет закрыт на вход в связи со сложной эпидемиологической ситуацией. Все пропуска на территорию кампуса ГУУ будут заблокированы», – говорится в сообщении.
Ранее, 2 сентября, глава Минобрнауки Фальков рассказывал, что полный переход на дистанционное обучение в вузах невозможен, это негативно сказывается на качестве образования.
Полного перевода всех учебных заведений на дистанционку власти официально избегают. Чаще слышны заявления, что этого не произойдёт. При этом директорам раздали чёткие критерии, руководствуясь которыми они могут закрываться на дистант, предварительно закрепив возможность дистанционки законодательно (см. для перехода школ на «дистанционку» необязательно даже введения режима чрезвычайной ситуации. Достаточно будет лишь угрозы её возникновения).
Бессменные лидеры
Интересно сравнить топ-20 школ из двух рейтингов: 1-го, составленного по итогам 2010-2011 учебного года, и последнего на сегодня, 10-го, отражающего результаты 2019-2020 учебного года.
Отрадно видеть в обоих списках школы 1535, 57, 1514, 548, Лицей «Вторая школа». Сначала огорчился отсутствию в юбилейном рейтинге знаменитого Московского Химического Лицея №1303, но потом вспомнил, что после прокатившейся по Москве волны объединений и реорганизаций он уже несколько лет входит в состав «Школы на Юго-Востоке имени Маршала В. И. Чуйкова», которая прочно обосновалась в топ-20.
Последнее десятилетие, кстати, запомнилось не только объединением школ, но и переименованием: 1535, 1514 и 548 теперь не лицей, гимназия и центр образования, а просто школы. Но давайте смотреть не на названия, а на результаты. По достижениям эти образовательные организации – по-прежнему среди лучших.
Как будут учиться школьники в Москве
Новый учебный год в школах Москвы начнется с 1 сентября в очном режиме. Дистанционное обучение не предполагается ни по отдельным предметам, ни в отдельных школах. Но в городе еще остается риск распространения новой коронавирусной инфекции. Кроме того, осенью традиционно растет заболеваемость гриппом и ОРВИ. Поэтому учебный процесс организуют с соблюдением всех необходимых санитарно-эпидемиологических требований и дополнительных мер безопасности. Главная задача — сохранить здоровье и детей, и взрослых.
В школах создадут условия, чтобы дети из разных параллелей меньше пересекались между собой. Каждый учебный день спланируют так, чтобы максимально разобщить первые классы с пятыми, девятыми и так далее. Риск заболеть коронавирусом в таком случае будет значительно ниже. Для того чтобы уменьшить количество контактов между учениками разных классов и избежать скопления школьников при входе в здания, для каждой параллели определят индивидуальное время прихода в школу.
По возможности расписание составят таким образом, чтобы ученики младших классов приходили пораньше. Ведь их, как правило, сопровождают родители, а изменение графика учебы может создать сложности и наложиться на рабочий режим взрослых. Там, где это возможно, будут открыты дополнительные входы в здания школ. Допуск на территорию школ посторонних лиц ограничат. Исключение составят родители учащихся или иные доверенные лица.
За каждым классом закрепят отдельный учебный кабинет, куда будут приходить учителя. Там для школьников будут проводиться занятия по всем предметам, кроме физики, химии, физкультуры, технологии, биологии, информатики и иностранных языков, так как для этих предметов требуется дополнительное оборудование. Для каждой параллели классов составят не только индивидуальный график начала уроков, но и перемен, а также посещения столовой.
Международные школы
В отличие от школ с углубленным изучением языка международные школы используют иностранный язык как основной язык обучения. Большинство англоязычных школ работают по британской программе или программе IB (международного бакалавриата).
Ученики международных школ учатся думать на иностранном языке, полностью интегрируясь в языковую среду. Естественно, для того чтобы комфортно чувствовать себя в международной школе, английский нужно знать достаточно хорошо – для образовательного процесса это необходимо. Поэтому большинство школ, работающих по англоязычным программам, являются школами полного цикла и включают не только начальное, среднее и старшее отделение, но и детские сады. Например, в Heritage School начать обучение можно с 2-х летнего возраста! Так, поступив в международный детский сад с нулевыми знаниями английского, к начальной школе ребенок настолько бегло говорит по-английски, что легко может приступить к обучению по кембриджской программе!
Несмотря на то, что все ученики международных школ в обязательном порядке сдают ЕГЭ и получают и русский аттестат, большинство родителей, выбирающих англоязычное образование, в дальнейшем видят своих детей студентами иностранных вузов.
Британские международные школы (CIS, BIS, RIS, Heritage School) работают по программе A-Levels, учебный план старших классов предусматривает раннюю профориентацию.
IB-школы (школы Летово и Интеграция XXI век, гимназии Сколково и Европейская гимназия) дают разностороннее образование, не требующее выбора специализации в старшей школе.
Тонкости зачисления ребенка в образовательное учреждение
Дети принимаются на обучение в первый класс с 6,5 до 8 лет. Согласно Конституции Р. Ф. они имеют полное право на получение бесплатного среднего образования. Препятствием к зачислению не могут быть проблемы со здоровьем чада, если его психическое состояние позволяет ходить на уроки и учиться.
Среднее образование в нашей стране является обязательным. Родители не могут запрещать своему отпрыску посещать учебу. Они обязаны обеспечить ему обучение, иначе нерадивых мам и пап ждут проблемы со стороны различных государственных служб. Но самостоятельно выбрать какое-то понравившееся образовательное учреждение они могут.
Если будущий ученик в шестилетнем возрасте хорошо развит, то его вполне могут взять. Но обычно родителям не рекомендуют отдавать детей в школу в слишком юном возрасте. Для этого они не готовы не столько интеллектуально, сколько эмоционально
А для успешной учебы важно, чтобы школьнику было комфортно в классе
Все это, однако, не касается частных заведений, где обучение производится за плату. В этих заведениях могут быть самые разные правила, поэтому такой вариант стоит рассматривать, только если у родителей хорошо обстоят дела с финансами. При этом они не обязаны отдавать свое чадо именно туда, даже если данная частная школа находится рядом.
Причины отказа в приеме ребенка в школу у дома
Отказать принимать малыша на учебу руководители учреждения могут, если все свободные места уже заняты. Например, планировалось два первых класса по 25 человек. К моменту, когда родители пришли устраивать своего подопечного, все эти вакансии оказались закрытыми. Таким неторопливым мамам и папам, которые заранее не записали отпрыска в школу, придется искать другое учебное заведение. Чтобы не попасть в такую ситуацию, можно подать документы сразу в два заведения.
Других оснований для отказа обычно нет. Ребенка могут не взять, если он не подходит по возрасту.
Существует еще одно препятствие, которое иногда возникает, — это прописка. Часто родители стремятся отдать детей в престижные школы, которые могут находиться совсем в другом районе. И возникают ситуации, когда они получают отказ именно из-за того, что ребенок прописан в другом месте. Но эта ситуация не является законной. Родители вполне могут пожаловаться в местные органы власти на подобный произвол.
Вполне возможно, что какие-то места руководители учебного заведения отдали по блату. Или они вымогают взятку. Нечистоплотные работники системы образования могут даже скрыть, что свободные места еще имеются. Родители, которые получили отказ по этой причине, но у них есть некоторые подозрения, имеют право получить полную информацию о вакансиях.
Выбор школы все же надо делать исходя из потребностей и возможностей чада. Нахождение учебного заведения рядом с местом жительства очень удобно и безопасно именно для детей. Родительское честолюбие не всегда уместно.
Как узнать за каким учебным учреждением вы закреплены?
Родители интересуются: к какой школе мы относимся по прописке? Выяснить это можно несколькими способами.
-
- Найти веб-сайты школ, расположенных недалеко от места проживания или департамента образования.Практически все школы сейчас имеют свой веб-сайт, на котором размещают различную полезную для учеников и их родителей информацию (список документов для зачисления ребенка,
Устав этого заведения, другие нормативные документы), а также о привязке по месту прописки малолетнего. На веб-сайте отдела образования тоже можно найти всю интересующую информацию по этому вопросу.
- Найти веб-сайты школ, расположенных недалеко от места проживания или департамента образования.Практически все школы сейчас имеют свой веб-сайт, на котором размещают различную полезную для учеников и их родителей информацию (список документов для зачисления ребенка,
Как ещё можно узнать, в какую школу пойдет ребенок по прописке?
-
- Сходить в интересующую школу по прописке или отдел образования лично.
СПРАВКА: Всю информацию можно получить с доски объявлений, при непосредственном общении с работниками либо по телефону. - Администрации района также может помочь с получением информации об учебных заведениях. Можно позвонить туда либо прийти лично.
- Сходить в интересующую школу по прописке или отдел образования лично.
А ещё есть способы, как узнать какая школа по прописке?
- Расспросить соседей, у которых есть дети школьного возраста. Этот вариант больше подходит для жителей многоквартирных домов.
- Попытаться вспомнить где проводились последние выборы. Они обычно проходят при определенной школе для жителей домов, территориально привязанных к ней.
Ребенка можно попытаться отправить на получение среднего образования не по прописке, но только при имеющихся там свободных местах.
Территориальное распределение по школам нужно для регулирования потока детей в каждое из близлежащих заведений.
Каждый год отделом образования устанавливается дата начала приема документов на обучение, обычно это январь или февраль.
Родители детишек, зарегистрированных по адресам, закрепленным за школой, имеют право подавать документы вплоть до 31 июля, согласно действующему законодательству.
Все образовательные учреждения обязаны обеспечивать обучением детей, проживающих в районе, закрепленном за ними.
Можно ли устроить ребенка в школу не по прописке
Резюме. Какая школа подойдет вашему ребенку?
Москва – это город, где «свою» школу сможет найти каждый! Такого количество специализированных и международных школ, как в Москве, пожалуй, нет ни в одном другом городе России! Не важно, интересует ли вас частная школа или государственная – вариантов очень много!
При выборе школы стоит, прежде всего, учитывать дальнейшие цели. Если вы планируете переезд за рубеж или перевод ребенка в школу-пансион в Англии, Швейцарии и США, очевидным будет выбор в пользу международного образования.
Весомой причиной также будут планы по получению высшего образования в зарубежном вузе (получив диплом IB или A-Levels ребенок сможет избежать необходимости обучения на подготовительной программе Foundation, обязательной обладателей российского аттестата).
Если же языки ребенок изучает для общего развития или, возможно, мечтает о профессии, связанной с лингвистикой (преподаватель английского, переводчик), планируя при этом оставаться в России, спецшкола с углубленным изучением языка будет оптимальным решением
Важно отметить, что несмотря на общеобразовательный статус, большинство государственных спецшкол с углубленным изучением языков, все-таки имеют скорее гуманитарный профиль. Академическая подготовка по точным и естественным наукам при этом может также быть на очень высоком уровне
Но важно учитывать и другие факторы. Например, я глубоко убеждена, что начальная школа должны быть в шаговой доступности от школы
Район проживания имеет значение! Ездить из Кузьминок в Отрадное, когда ребенку 7-8 лет не стоит даже ради самой замечательной школы! Выбор школы – это целый комплекс критериев (программа, академический уровень, атмосфера в школе, детский коллектив, контакт с преподавателями), каждый из которых имеет значение.
Какие дети имеют право на первоочередное зачисление на обучение
Право на первоочередное зачисление на обучение из общего числа детей, проживающих на прилегающей к ней территории, имеют дети:
- военнослужащих;
- пострадавших или погибших при несении воинской службы;
- сотрудника полиции;
- судьи или прокурора;
- из многодетных семей;
- матерей-одиночек и отцов-одиночек;
- прошедшие дошкольные курсы, которые проводились при этой же школе.
Если у ребенка нет прописки в районе расположения школы, то конечно будет сложнее туда попасть. Для таких случаев издан Приказ Министерства образования и науки «О правилах приема в школы», там четко указывается, что прием не проживающих на закрепленной за учебным учреждением территории осуществляется только с 1 августа по 5 сентября.
Зачисление возможно еще и при условии, что остались свободные места. При таком раскладе ребенка должны принять без всяческих препятствий.
СПРАВКА. Если школа престижная, то вероятность попасть туда совсем мала, свободные места вряд ли останутся.
При проблемах с устройством ребенка на обучение нужно обратиться к работникам государственного органа образования. До 5 сентября первоклашку обязательно распределят в какую-нибудь школу, но если места в ближайших учреждениях заняты, то возможно придется ездить на другой конец города.
Далеко ездить на учебу не безопасно для ребенка и совсем такой вариант не прельщает родителей.
Наилучший вариант – сделать временную прописку в требующемся районе у родственников или арендуя помещение, и тогда проблема с зачисление непременно решится (до 14 лет ребенок должен быть прописан с одним из родителей).
Чтобы подстраховаться и не упустить шанс попасть ребенку на получение среднего образования недалеко от дома, имеет смысл подать заявки сразу в несколько учреждений.
Это можно сделать на сайте государственных услуг.
Но существует один нюанс – за неделю нужно обдумать все за и против и отнести оригиналы документов в одну из выбранных школ, иначе запись вообще аннулируется.
Не стоит сильно паниковать, ребенок обязательно будет зачислен в какое-нибудь учебное учреждение, если к первому сентября ему будет 6,5 лет.
ВАЖНО. В государственную школу оплачивать вступительные взносы необязательно.. Все не так уж сложно как может показаться на первый взгляд
Главное все делать вовремя, с умом, не затягивать с подачей документов и ваш ребенок обязательно станет первоклассником. Теперь вы знаете, как узнать школу по прописке
Все не так уж сложно как может показаться на первый взгляд. Главное все делать вовремя, с умом, не затягивать с подачей документов и ваш ребенок обязательно станет первоклассником. Теперь вы знаете, как узнать школу по прописке.
Полезное видео: Как подготовить ребенка к школе и что он должен знать
Что должен знать ребенок перед школой. Подготовка к школе
Формы получения образования вне организации
Главное отличие от получения образования в организации заключается в том, что ответственность за качество знаний лежит не на школе, а на родителях или самом учащемся.
Обеспечить ребёнка основным общим образованием обязаны родители. Поэтому до получения аттестата за 9 класс обучение вне школы называется семейным. Решение о переходе на эту форму принимают мама с папой с учётом интересов ребёнка.
В 10–11 классах, а также если совершеннолетний человек в своё время не доучился и решил наверстать упущенное, эта форма именуется самообразованием. Ответственность — на обучающемся.
Что такое семейное образование
Семейное образование (СО) как форма обучения — гибкая и вариативная. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы сдавал аттестации.
Аттестации на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном. Ведь экстернат — это не отдельная форма обучения, а форма аттестации на семейном образовании и самообразовании.
<<Блок перелинковки>>
Давайте разберём основные виды семейного образования.
- Хоумскулинг. Ребёнок обучается в семье и прикрепляется к школе несколько раз в год для сдачи промежуточных аттестаций. Родители могут преподавать сами, нанимать репетиторов или подключать онлайн-школы. В последнем случае семейное обучение часто путают с надомным и дистанционным, но, как вы уже поняли, это разные вещи.
- Анскулинг. То же самое, только ребёнок не придерживается какой-то программы и не прикрепляется к школе для сдачи аттестаций вплоть до 9 класса.
- Альтернативные школы. Родители практически полностью делегируют обучение ребёнка, но тщательно выбирают систему. Это могут быть Монтессори- или Вальдорф-школы, демократические школы или школы одного дня, учебные заведения, работающие по различным авторским методикам, и, конечно же, цифровые школы.
Семейная форма обучения подойдёт, если:
- ребёнку тесно в рамках классической школы, он хочет учиться больше, лучше и быстрее;
- ребёнок совмещает с учёбой профессиональный спорт или концертную деятельность;
- он не успевает за темпом других детей, и ему нужен особый подход;
- у ребёнка конфликты с одноклассниками или учителями;
- у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности, либо не нравится вариант надомного обучения;
- семью не устраивает традиционная школьная система, нет контакта с администрацией школы и преподавателями;
- семья часто переезжает или живёт в другой стране, но хочет, чтобы у ребёнка был российский аттестат.
Что такое самообразование
Самообразование — это форма получения образования вне школы. То же самое, что семейное образование, только этот термин употребляется в отношении учащихся старше 15 лет или тех, кто уже получил основное общее образование, то есть окончил 9 классов.
Форма самообразования подойдёт, если подросток:
- хочет пройти программу 10-11 класса ускоренно;
- уже начал работать и хочет совместить получение полного среднего общего образования с профессиональной деятельностью; в этом случае также можно поступить на заочное обучение или на очное обучение в вечернюю школу;
- хочет оптимизировать учебный процесс, высвободив больше времени для подготовки к экзаменам или олимпиадам.
Почему СУНЦ упал в рейтинге
А вот что сильно огорчает – это отсутствие в последние годы в топ-20 очень сильных школ, составляющих – без преувеличения – гордость столичного образования. Всего несколько лет назад список лидеров невозможно было представить без Гимназии №1543 (сейчас – Московская школа на Юго-Западе №1543), Специализированного учебно-научного центра МГУ (СУНЦ), Школы №179, Школы №2007 ФМШ, Школы «Интеллектуал».
В юбилейном рейтинге школы 1543, 2007 и 179 находятся в списке образовательных организаций, занимающих места с 21-го по 70-е, СУНЦ еще ниже – с 71-го по 170-е, а Школа «Интеллектуал» не попала даже в число 220 лучших.
Если вы думаете, что результаты СУНЦ МГУ резко ухудшились, то спешу опровергнуть эту мысль: ученики школьного подразделения МГУ по-прежнему выигрывают международные и всероссийские олимпиады, блестяще сдают ЕГЭ и поступают в лучшие университеты России и мира. В прошлом году, например, СУНЦ подготовил 11 победителей и 48 призеров Всероссийской олимпиады по 8 предметам, в этом году – 46 призеров по 7 предметам.
Как оценить уровень достижений СУНЦ МГУ? Все школы Смоленской, Тульской, Калининградской, Ленинградской, Томской, Калужской и Рязанской областей в сумме завоевали в этом году столько же дипломов Всероссийской олимпиады, сколько один СУНЦ. Кроме того, СУНЦ возглавляет рейтинг школ России по конкурентоспособности выпускников, но в «Рейтинге вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников в 2019/2020 учебном году» не попадает даже в число семидесяти лучших. Вклад, выходит, маловат.
Может быть, дело в составляющих этого вклада? «Качественное образование» – это что? Продолжаем разбираться.
«В попугаях» или «в дошкольниках»
В последних версиях рейтинга резко выросла значимость дошкольников: за каждого воспитанника, переведенного из дошкольной группы в первый класс той же образовательной организации, начисляется 0,4 балла, хотя когда-то начисляли 0,1 балла, а еще раньше – 0,03 балла. Почему всего 0,4, а не 0,8 или не 1,5?
Любой человек, занимавшийся многокритериальным оцениванием, знает: с помощью весовых коэффициентов можно получить любой заранее заданный результат. Можно, к примеру, вывести в лидеры рейтинга школы Новой Москвы, имеющие в составе по 6-7 отделений дошкольного образования. В школе №2070 по состоянию на 1 сентября 2019 года числилось 3208 детей, занимавшихся по программам дошкольного образования. Давайте увеличим баллы за каждого «детсадовца» и назовем эту школу лучшей в Москве, а образовательные организации без дошкольных отделений лишим возможности получить грант.
Вспоминается цикл замечательных мультиков «38 попугаев» по сценарию Григория Остера. Помните, там удава «в попугаях» измеряли? В московском рейтинге последних версий качество образования пытаются измерить «в дошкольниках». Обращаюсь к идеологу и разработчику рейтинга Ивану Ященко: Иван Валерьевич, это же просто «детский сад» какой-то, и вы – как математик по профессии – не можете этого не понимать.
Это может быть интересным
24.09.2021
Кембриджская школа в Москве
Время чтения: 7 минут
Приблизить Кембридж, и получить качественное начальное и среднее образование по кембриджской программе можно не выезжая из Москвы! Частные международные школы – это качественное британское образование.
читать подробнее
09.09.2021
Как выбрать частную школу
Время чтения: 8 минут
Выбор частной школы – сложный процесс, где важна стратегия
На что обратить внимание, какие параметры можно считать критическими и от какой школы лучше отказаться – читайте в новой статье Mrs. Britain!
читать подробнее
25.08.2021
Школьная форма в Англии
Время чтения: 7 минут
Попробуйте представить ученика английской школы
Получилось? Наверное, 100% читателей сразу же увидели образ юного Гарри Поттера. Все верно! Форменный пуловер, классические брюки и сорочка – так выглядит типичный школьник в Англии. Только вот мантии сейчас не носят! Традиции и современность в одежде английских школьников в статье Mrs. Britain!
читать подробнее