Курс игры на губной гармошке влада крыжановского

Что такое кастомизация губной гармоники?

·

Здравствуйте, друзья!

В рамках ликбеза по губной гармошке хочу рассказать вам о кастомизации инструментов. Что это такое, зачем это нужно и нужно ли оно вам.

По общему определению, кастомизация (от англ. customer — клиент, потребитель) — это индивидуализация некоей продукции массового производства под заказ конкретного потребителя путём внесения конструктивных или дизайнерских изменений. Таким образом, практически любому изделию можно придать своего рода уникальность и изменить к лучшему его пользовательские характеристики.

В отношении губных гармоник кастомизация в первую очередь означает улучшение качества инструмента. Путем кастомизации в моделях массового производства уменьшают потери воздуха, делая гармонику более отзывчивой и более легкой для использования в сложных техниках игры.

Часто «гармошка из коробки», то есть купленная в магазине, требует настройки гэпов под себя. Гэп (от англ. gap — зазор) — это зазор между кончиком язычка и платой. При помощи этой нехитрой операции, уменьшая или увеличивая гэпы, любой пользователь может подстроить гармонику под своё звукоизвлечение и атаку для более комфортной и легкой игры.

Кастомизация может быль легкой, средней и максимальной.

На легких стадиях возможна настройка гэпов, замена гребёнки и более точная, по сравнению с заводской, подстройка язычков по высоте нот и интервалов. Модель Hohner Marine Band 1896 обычно «пересаживают» в сборке с гвоздей на болты.

В среднем варианте обычно ко всем предыдущим улучшениям добавляется выравнивание и герметизация крышек инструмента (возможно даже их замена), шлифовка гребёнки и углубленная обработка плат с язычками. На этом этапе мастер делает так называемый эмбоссинг — сужение слотов с язычками с целью уменьшения зазоров по бокам язычка и слота. Это дополнительно уменьшает потери воздуха, делая гармонику еще более герметичной и отзывчивой.

При максимальной кастомизации инструмент дорабатывается мастером до идеального состояния применением эмбоссинга под микроскопом. Также в этом варианте возможны скупинг (обработка углов слота с язычком), аркинг (придание язычку определенного изгиба),  ваксинг (капелька воска, помещаемая на заклепку, которая держит язычок для улучшения игры овербендов на высоких отверстиях), профилирование язычков (уменьшение их толщины), шлифовка язычков и плат.

После максимальной кастомизации губная гармоника не только становится великолепным по качеству инструментом, но и выглядит, как произведение искусства)

А теперь главный вопрос — нужна ли вам кастомизация, и если да, то в каком случае?

Здесь мнения как преподавателей и профессиональных исполнителей, так и тех, кто учится играть, расходятся.

Могу сказать сразу, что я не сторонник, когда студенты с нуля начинают обучение на кастомизированных инструментах. Обосную это тем, что кастомизация не позволяет изначально правильно почувствовать гармонику, выработать правильное звукоизвлечение, научиться правильно получать бенды и овербенды и, соответственно, поставить хороший звук.

На мой взгляд начинать учиться надо на качественном, но обычном инструменте, постепенно добавляя кастомизацию к своим возрастающим навыкам. То есть, при первоначальном привыкании к гармонике и выработке определенного алгоритма звукоизвлечения и переходе к технике бендов, можно отрегулировать гэпы. Этого будет достаточно, чтобы уже почувствовать разницу и получить лучшие результаты с меньшими усилиями.

Затем, с набором большего опыта, необходимость кастомизированной гармоники стоит рассматривать в контексте вопроса «успевает ли мой инструмент за моей техникой?». Это означает, что если ваша техника развита не достаточно, вы, при помощи кастомизированного инструмента, рискуете её ухудшить или, как минимум, застрять на одном уровне.

Конечно же, моё мнение не означает, что кастомные губные гармоники это плохо. Это моя точка зрения, обоснованная опытом преподавания и пониманием процессов, происходящих при обучении и игре на гармонике. Я лишь хочу сказать, что не стоит искать «волшебную» и идеальную гармошку. Когда вы обладаете техникой, у вас волшебно зазвучит даже самый неказистый инструмент. Но никакая самая дорогая и крутая кастомизация не спасёт вас от плохой техники и плохого звука.

Автор статьи Сергей Пузанов.

Индивидуальные занятия с Сергеем Пузановым.

Telegram канал, в котором Сергей делится своим 10 летним опытом преподавания в нашей Школе.

Эффекты вау-вау и тремоло на губной гармошке

·

Три способа создания резонаторной камеры руками:

  • Лодочка.
  • Чаша.
  • Профессиональный.

Раз вы уже научились, как правильно держать губную гармошку, а также играете одиночными нотами на гармонике, пора научиться играть основные эффекты на губной гармошке, которые делаются при помощи рук.

Эффект «вау-вау» (англ. wah-wah).

Название говорит само за себя. При помощи этого эффекта вы сможете издавать звуки на губной гармошке, похожие на произношение звуков «уау», «вау». Гитаристы для этого используют специальную примочку, которая тоже называется эффект «вау-вау» или просто — «квакушка».

1) Для того чтобы научиться воспроизводить этот эффект, необходимо создать ладонями резонаторную камеру. Постарайтесь минимизировать количество щелей между ладонями, чтобы эта камера была герметичной, на сколько это возможно сделать. Теперь вам надо приловчиться открывать вашу камеру, причем так, чтобы это была не маленькая щель, а полноценное отверстие, через которое будет выходить звук.

2) Важно, чтобы ладони открывались не во все стороны, а только в одном направлении – в сторону слушателя. Следите за тем, чтобы поверхность вашей резонаторной камеры, которая повернута к вам – ни капельки не открывалась, иначе звук будет рассеиваться в разные стороны, а ведь вы его четко должны направить в сторону слушателя

3) Еще один важный пункт: сначала надо начать воспроизводить какую-то ноту на губной гармошке, а уже потом открывать руки, то есть сначала наполняем звуком нашу резонаторную камеру, а затем быстро приоткрываем ладони и позволяем звуку выйти наружу. Если начинать играть ноту и одновременно открывать резонаторную камеру, то эффект будет минимальный, либо его вообще не будет.

Лучше всего поначалу тренировать эффект «вау-вау», стоя в углу (почти впритык) так, чтобы лучше слышать себя, ведь вы направляете звук наружу от себя, а многим людям сложно бывает услышать, получается ли у них данный эффект, когда звук направленный наружу. Стоя в углу, звук, который будет отбиваться от стен, будет вам хорошо слышен.

 Эффект тремоло.

По сути, эффект тремоло – это быстрый эффект «вау-вау»

Но здесь уже не так важно плотно закрывать вашу резонаторную камеру. Более того, вы можете правой рукой даже не прикасаться к левой, а просто быстро очень близко подносить и забирать правую ладонь – эффект все равно будет слышен

Цель:

Научиться делать эффект вау-вау непосредственно во время игры.

Сыграть гамму «до мажор» +4-4+5-5+6-6-7+7 и обратно +7-7-6+6-5+5-4+4, на каждой ноте делая по одному эффекту вау-вау.

Цель:

Научиться делать эффект вау-вау непосредственно во время игры.

Сыграть гамму «до мажор» +4-4+5-5+6-6-7+7 и обратно +7-7-6+6-5+5-4+4, на каждой ноте делая по два эффекта вау-вау.

Цель:

Научиться делать эффект тремоло непосредственно во время игры.

Сыграть гамму «до мажор» +4-4+5-5+6-6-7+7 и обратно +7-7-6+6-5+5-4+4 с  эффектом тремоло.

Цель:

Научиться делать эффект вау-вау непосредственно во время игры.

Сыграть музыкальную фразу: -3+4-3-4 _ _ _+4-3-2, на каждой ноте делая по одному эффекту вау-вау.

Нижнее подчеркивание — это повторяющийся эффект вау-вау на той же ноте.

Цель:

Научиться делать эффект вау-вау непосредственно во время игры.

Сыграть музыкальную фразу -3_+4-3-4_ _ _ _+4-3-2, делая эффект вау-вау в указанных местах. В остальное время резонаторную камеру, созданную руками, держать закрытой.

Нижнее подчеркивание — это эффект вау-вау.

Цель:

Научиться делать эффект вау-вау непосредственно в контексте игры музыкальных фраз.

Сыграть музыкальную фразу -2-3-4+5+6_ _ _ _ _ _ _, делая эффект вау-вау в конце музыкальной фразы. В остальное время резонаторную камеру, созданную руками, держать закрытой.

Нижнее подчеркивание — это эффект вау-вау.

Цель:

Использовать эффект вау-вау и тремоло во время игры одной из выученных Вами мелодий, причём вставляя эффекты руками именно там, где Вам хочется, чтобы они прозвучали.

Как играть на губной гармошке минорный блюз

·

Эту статью мы хотим посвятить одной из самых красивых позиций игры на губной гармошке. Ее называют третьей позицией. Играя на гармошке «до мажор» вы сможете играть в тональности «ре минор».

Третья позиция, на самом деле, намного богаче и красивее, чем популярная и привычная всем «вторая позиция» на губной гармошке. Многие начинающие гармонисты, которые более-менее научились играть во второй позиции, на этом останавливаются и ленятся осваивать новые горизонты, а очень зря. К тому же, здесь нет ничего сложного.

В третьей позиции на губной гармошке очень хорошо играются все минорные блюзы, джаз, в этой позиции приятно слушается качественная популярная музыка, к примеру «Sting».

А начнем мы освоение этой позиции на губной гармошке тоже с блюзовой гаммы. В третьей позиции нам доступны полноценные две октавы, что и делает её богаче, чем игра во второй позиции.

Блюзовая гамма в третьей позиции на губной гармошке (т.е. в тональности «ре минор) выглядит так:

Гамма в среднем и верхнем регистре: -4-5+6-6’-6+7-8.

Блюзовая гамма в третьей позиции в нижнем регистре: -1-2”-2-3”’-3”+4-4.

Как и для второй позиции, мы распишем основные паттерны, которые чаще всего используются при импровизации в третьей позиции.

Первый паттерн:

Основным звуком в этой позиции является нота «ре», то есть первое и четвертое отверстие на вдох. А это значит, что как четверка на вдох, так и единица будут звучать очень хорошо, при игре в этой позиции. Также можно побендить эти ноты.

Итак: -4 и -4’, а также -1 и -1’.

Второй паттерн:

Добавим еще очень красивые ноты, которые всегда хорошо звучат, когда мы играем, например, минорный блюз в третьей позиции в тональности «ре минор»: -6 и -6’

Третий паттерн:

Заметьте, что в этой блюзовой гамме, как и во второй позиции, присутствуют четвертое и пятое отверстие на вдох, а это значит, что трель на этих отверстиях тоже будет очень выигрышно звучать в вашей игре.

Четвертый паттерн:

И еще один очень красивый паттерн, который всегда будет отлично звучать при игре минорных композиций, в том числе и минорного блюза. Для этого вам необходимо «потоптаться», покрутиться в нижнем регистре на следующих нотах: +1-1-2”-2.

А теперь предлагаем аудио пример с последующим описанием, какие паттерны мы здесь использовали.

 Комментарий к аудио примеру:

 Первый квадрат:

Единица (первый паттерн)
Четверка (первый паттерн)
Трель (третий паттерн)
Шестерка (второй паттерн)
Четверка (первый паттерн)
Трель (третий паттерн)
Потоптались внизу (четвертый паттерн)
Четверка (первый паттерн)
Шестерка (второй паттерн)

Второй квадрат:

Пример того, как можно отрабатывать блюзовую гамму в третьей позиции на губной гармошке под минус. Сначала мы сыграли гамму в среднем и верхнем регистре: -4-5+6-6’-6+7-8 и обратно, а затем блюзовую гамму в в нижнем регистре: -1-2”-2-3”’-3”+4-4 и сверху вниз.
Небольшая импровизация нотами блюзовой гаммы.

Третий квадрат минорного блюза:

Пример импровизации с использованием исключительно нот блюзовой гаммы, а также вышеописанных паттернов игры в третьей позиции.

А для того, чтобы вам легче было осваивать игру на губной гармошке в третьей позиции, предлагаем вам два минуса. Один медленный, а второй в среднем темпе.

  1. Медленный минус
  2. В среднем темпе

 Успехов вам в этом!

Выбор инструмента

Чтобы приступить к занятиям, в первую очередь, вам потребуется выбрать губную гармошку, или гармонику, как правильно называется этот инструмент. Существует две разновидности гармоники: диатоническая, с более узким звуковым диапазоном, и хроматическая – полная по звучанию гармоника, на которой можно играть в любой тональности.

Если вы не планируете исполнять композиции в блюзовом окрасе, то начинать лучше с диатонической гармошки с десятью отверстиями. К тому же цена такого инструмента не слишком высока. Из исполнителей вы можете послушать Литтла Уолтера и Сонни Бой Вильямсона. Диатонические губные гармошки часто кастомизируют, и на них играют с передуваниями – это техника, похожая на бенды, только наоборот. Про приемы игры на губной гармошке читайте в статье ниже. На ней играют сложную музыку, джаз, фьюжн и т.д. Кастомизированные гармошки значительно выше в цене. 

Рекомендуем: Лучшие блюзовые исполнители всех времен и народов

Также в блюзе используют хроматические губные гармошки. Обычно харперы играют в нескольких позициях с похожим ощущением инструмента, как, например, в 3-й позиции на диатонике звук более напряжённый. Если вы предпочитаете исполнение более сложной музыки, другого темперамента, то отдавайте предпочтение хроматической гармошке. Вам понравится музыка Стиви Уандера и Тутса Тилеманса.

Использование хроматики происходит так же, как на клавишах фортепиано. Во время игры на хроматической губной гармошке не получится использовать приемы, подходящие для диатонической. Если говорить о стоимости, то ее приобретение обойдется вам дороже.

Блюзовая губная гармоника

Как научиться играть на губной гармошке: основные принципы и правила

Чтобы начать играть на гармонике, стоит придерживаться следующих рекомендаций:

Важно правильно выбрать инструмент. Для начинающего подойдет диатоническая гармоника с десятью отверстиями

Тональность до-мажор.
Необходимо использовать звукозаписывающее устройство (диктофон или видеокамеру), чтобы видеть свои результаты.
Учиться играть стоит перед зеркалом, чтобы оценивать правильность исполнения и движения.

Начинающему музыканту важно запастись терпением. Лучше заниматься не долго, но каждый день, чтобы не потерять навык

Правильное положение губной гармоники

Правильная постановка рук влияет на то, как звучит гармоника. Сначала требуется верно взять инструмент в руки. Цифры, которые написаны над отверстиями, должны быть расположены к музыканту. Тогда низкие ноты будут справа, а высокие — слева.

Первым делом правильно возьмите гармонику в руки.

Саму гармонику держат в левой руке между большим и указательным пальцем в горизонтальном положении. Указательный палец лежит на верхней части, а снизу инструмент поддерживается большим пальцем. Левый край гармоники нужно расположить впритык к мышечному краю между пальцами.

Правой рукой исполнитель также может выполнять разные приемы. Правая рука при выполнении определенного приема может располагаться либо сбоку, либо с тыльной стороны, откуда выходит выдуваемый воздух, чтобы воздействовать на его интенсивность. С помощью движения, смыкания или размыкания пальцев можно добиться разных эффектов звучания.

Инструкции для левшей будут полностью противоположны.

Новичку, прежде всего, стоит научиться верно дуть в мундштук гармоники и попадать в ноты.

Постановка губ и дыхания

Гармошка – инструмент, в котором звукоизвлечение происходит не только на выдохе, но и на вдохе. На одном и том же отверстии на вдохе и выдохе звуки имеют разную высоту.

Можно использовать специальный держатель для губной гармошки.

При игре на гармошке необходимо плотно обхватывать ее губами, а не просто прижимать ко рту

И очень важно для движения воздуха использовать диафрагму, а не щеки. Вам нужно именно дышать через гармонику, а не просто выдувать или всасывать воздух

Табулатура

Табулатура – это чередование цифр, которые означают номера звуковых отверстий гармошки, в которые необходимо последовательно дуть, чтобы получить мелодию.

Для губной гармоники выпускают свои табы.

Рядом с цифрой ставится знак, который обозначает, как необходимо извлекать ноту – на вдохе или выдохе. Для обозначения вдоха и выдоха могут использоваться следующие обозначения:

  • «+» – нота извлекается на выдохе, «-» – на вдохе;
  • вдох заключается в скобки, например: (4), а выдох просто обозначается цифрой: 4;
  • «↑» – выдох, «↓» – вдох.

Нет одного единственного правила по записи табов, так что можно встретить и другие вариации: цифры в кружке, черточки и т.д. Но, как правило, дополнительная отметка помечает именно вдох, а выдох отображается чистой цифрой. Ориентируйтесь на это, и сможете быстро прочитать любые табы.

Существует много видов гармоник по строю и числу отверстий, поэтому табулатура для разных моделей не совпадают. Стоит освоить нотную грамоту и создавать собственные простые мелодии.

Выбор губной гармоники

Если вы решили научиться играть на губной гармошке, то к выбору инструмента нужно подойти со всей серьезностью

Обозначим несколько моментов, на которые стоит обратить внимание при выборе.

Тип губной гармоники. В первую очередь необходимо определиться, в каком стиле вы планируете играть и как часто будете музицировать. От этого зависит тип инструмента и его класс (ученический или профессиональный).

Материал язычков. Этот критерий напрямую влияет на долговечность инструмента. Например, компании HOHNER и SUZUKI используют в своих гармошках медные язычки, а компания SEYDEL впервые стала использовать в своих инструментах стальные язычки, которые дольше не расстраиваются и являются более долговечными.

Тональность. Губные гармоники бывают разных тональностей, начинающим музыкантам стоит выбрать инструмент в тональности «до мажор» (маркировка «C»), когда при вдувании воздуха в первые три отверстия гармоники вы получите аккорд «до мажор».Именно в этой тональности легче всего овладеть основными приемами и навыками, зато потом будет легко играть и на всех остальных. Стоит также отметить, что почти все самоучители игры на губной гармонике написаны по тональности «до мажор». Для исполнения блюзовой музыки предпочтительней инструменты с настройкой «ми и ля мажор» (маркировка «E» и «A» соответственно). Профессиональные исполнители используют несколько гармоник, каждая из которых имеет собственную тональность и лад, ведь даже самая продвинутая модель не способна обеспечить одновременно мажорное и минорное звучание.

Проверка инструмента. В магазине музыкальных инструментов необходимо проверить губную гармонику, «продуть» ее. Для этого можно использовать специальные меха, если таковые имеются в магазине. Проверьте каждое отверстие на вдох и на выдох, убедившись, что все ноты звучат

При этом обращайте внимание на возможные дополнительные звуки в виде звона и свиста. Также на низких тональностях язычки могут биться о крышку губной гармошки и с характерным звоном.

Качество изготовления. Благодаря огромной популярности и доступности губные гармошки зачастую имеют низкое качество, их можно встретить практически везде как сувенир или детскую игрушку

Поэтому лучше выбирать губную гармонику в магазинах музыкальных инструментов. Например, такие производители, как HOHNER (Германия), STAGG (Бельгия), SUZUKI (Япония), выпускают широкий ассортимент качественных губных гармошек: от самых простых (ученических) до элитных моделей из благородных пород древесины и прочного металла. При этом ученические модели отличаются от профессиональных в основном используемыми материалами.

Форма накладок. Если вам нужна гармошка, которая будет удобна при вашем стиле игры, то стоит подумать о форме накладок.Например, накладки у гармоник «LEE OSKAR» и «HERING BLUES» хорошо подходят для блокирования языком, а у гармоник «GOLDEN MELODY» и «SUZUKI» – губами.

Громкость. Громкость инструмента определяется формой накладок, временем отклика и воздухопроницаемостью. Меньшей воздухопроницаемостью обладают гармошки с пластиковым корпусом. Характеристики древесины же постоянно меняются из-за колебаний температуры и влажности.

Итак, инструмент приобретен. Что же дальше? Нужно научиться играть.

Алгоритм обучения

Рассмотрим основные приемы игры на губной гармонике, которые необходимо знать начинающему музыканту.

https://youtube.com/watch?v=cUksTG66JCI

Одиночные ноты и аккорды

В диатонической гармошке звуковой ряд образован так, что три отверстия, которые располагаются рядом, образуют созвучие. Аккорд на гармошке проще извлечь, чем отдельную ноту.

Для получения одиночной ноты нужно дуть в одно отверстие. Сделать это достаточно сложно, т.к. они расположены очень близко друг к другу. Новички могут действовать двумя путями:

  1. Простой метод, но непрофессиональный – закрыть все отверстия, кроме одного, пальцами.
  2. Правильная методика заключается в правильном положении губ. Их нужно сложить трубочкой так, чтобы воздух при выходе попадал только в одно отверстие, а два соседних были закрыты губами. Если с первого раза не выйдет, надавите на уголки губ пальцами.

Для начала получите нужный звук первым методом, чтобы услышать нужное звучание. После этого старайтесь добиться такого же звука без помощи рук.

Базовые техники и приемы игры

Освоив одиночные ноты и аккорды, можно переходить дальше и познакомиться с основными техниками. Сочетая их между собой, можно сыграть интересные мелодии и превратить обычную песню в яркое представление.

Трель

Чередуются ноты двух соседних отверстий инструмента. Голова покачивается горизонтально и энергично

Очень важно, чтобы сама гармошка оставалась неподвижной, а звук получался только за счет быстрого движения головой вправо-влево

https://youtube.com/watch?v=yxVQKvmn640

Глиссандо

Глиссандо – скольжение от одного звука к другому. Часто используется для окончания композиции.

Здесь необходимо выбрать ноту и на одном вдохе или выдохе резко провести гармошку на несколько отверстий влево или вправо. В результате должен получиться плавный непрерывный звук.

Часто используется дроп-офф – скольжение гармошки до самого конца.

https://youtube.com/watch?v=ng7DV6hifPo

Тремоло

Звук получается за счет смыкания и размыкания ладоней сзади гармоники. При сомкнутых ладонях получается глухой и тихий звук, а если они открыты – громкий и звонкий.

https://youtube.com/watch?v=fZToCEzcpNg

Бэнд

Этот прием позволяет повысить или понизить высоту ноты. Это получается за счет изменения силы и направления потока воздуха. Обычно воздух идет параллельно накладке, но стоит лишь немного изменить его угол, и нота станет выше или ниже.

Сразу стоит понимать – прием очень сложный, и вам придется потратить многие недели или месяцы, чтобы научиться правильно извлекать звук. Но результат того стоит.

https://youtube.com/watch?v=yqTea4_9L5I

Табы для губной гармошки. Behind Blue Eyes

·

  1. Behind Blue Eyes аудиопример (губная гармоника до мажор)
  2. Behind Blue Eyes. Минус для губной гармошки до мажор

Табы для губной гармошки

«Никому неизвестно, что значит быть плохим, быть печальным, скрываясь за голубыми глазами», — поёт Пит Таунсенд (Pete Townshend) — лидер группы «The Who» и автор композиции «Behind Blue Eyes», табы для губной гармошки к которой мы предлагаем разобрать.

Изначально песня была написана для рок-оперы «Lifehouse», но позже Таунсенд отказался от реализации проекта, занявшись альбомом “Who’s Next”. Именно на этом, пятом по счету альбоме, как сингл и была выпущена в 1971 году композиция “Behind Blue Eyes”, которая стала одной из самых известных песен в репертуаре английской рок-группы.

Несмотря на то, что у обоих фронтменов «The Who» — Пита Таунсенда и Роджера Долтри (Roger Daltrey) — голубые глаза, нельзя утверждать, что эта композиция является автобиографической. Ведь выражение “Behind Blue Eyes” («за голубыми глазами») в переводе означает также «прятать свои истинные чувства за маской довольства, говорить, что у тебя все хорошо, будучи переполненным боли».

Существует история о том, что после одного из концертов Таунсенда пыталась соблазнить фанатка, но он не поддался искушению, а полон раздумий вернулся один в свою комнату, где и родились строчки «Behind Blue Eyes».

Есть очень много интерпретаций лирики данной композиции, но основными её посылами остается то, что очень сложно противостоять окружающим соблазнам и что никто не знает, что на самом деле творится у тебя внутри.

Сам Пит однажды заявил, что это песня о том, «как одиноко быть влиятельным». Чувствуя большую ответственность и постоянное давление от высоких ожиданий окружающих людей, поклонников, ты не всегда можешь показывать истинные эмоции, и должен «скрываться за голубыми глазами».

Хотя не стоит забывать, что песня была написана для персонажа рок-оперы, и толковать её, отождествляя с состоянием исполнителя, будет не правильно.

Кавер-версию на композицию сделало множество исполнителей, но самую большую популярность, впрочем и по количеству критики, получила кавер-версия Behind Blue Eyes в исполнении группы Limp Bizkit.

Кстати, табы для губной гармошки и аудио пример, представленные в данном видео, как раз таки положены на аудио минус группы Limp Bizkit.

Оригинал композиции Behind Blue Eyes, а также известные кавер-версии вы можете прослушать здесь.

Для того чтобы представленные в видео табы для губной гармошки подходили под основную кавер-версию, исполненную группой Limp Bizkit, необходимо исполнять эту композицию на губной гармошке в тональности ре мажор.

Но для удобства обучения, в данном видео мы предлагаем аудио пример и табы для губной гармошки, исполненные на губной гармонике в ключе до мажор.

А также предлагаем аудио минус (прямо под видео) в нужной тональности, под который вы сможете разучивать эту композицию на гармошке до мажор, используя предложенные табы для губной гармошки.

Еще одним интересным фактом является то, что эта песня должна была стать главным саундтреком-заставкой сериала «Место преступления: Нью-Йорк» (CSI: NY), но взамен выбрали другую композицию группы «The Who» — «Baba O’Riley».

Если вы не знаете, как читать табы для губной гармошки, тогда рекомендуем вам нашу статью Как читать табулатуру для губной гармошки.

Разновидности губных гармоник

Если вы решили освоить этот музыкальный инструмент, то вам необходимо определиться с тем, какую гармонику нужно приобрести. Существует несколько разновидностей, которые отличаются друг от друга. Чем? Давайте разбираться.

Диатоническая гармоника

Диатоническая губная гармоника является самой популярной разновидностью данного инструмента, потому что на ней можно играть музыку практически в любом музыкальном стиле. Звук ее очень насыщенный и «густой».

Диатоническая гармоника

Гармоника этого типа имеет диатонический строй без полутонов. Для сравнения можете представить себе фортепиано, клавиатура которого имеет только белые клавиши. Таким образом, нужно овладеть определенными техниками, чтобы достойно играть на ней. Диатонические губные гармоники имеют диапазон от 1 до 4 октав. Именно такой инструмент лучше всего подходит для обучения и просто идеален для исполнения блюзовой музыки.

Хроматическая гармоника

Хроматические губные гармоники, в отличие от диатонических, позволяют воспроизводить все 12 нот в октаве, включая полутона. То есть снова проводя аналогию с фортепиано, вы играете на всех клавишах – и черных, и белых.

Научиться играть на ней сложнее

Например, для игры сложных музыкальных произведений на хроматической гармонике важно иметь хороший навык игры на диатонической, музыкальное образование и уметь читать ноты с листа.

Хроматическая губная гармошка

В хроматической гармонике предусмотрена возможность только сольного исполнения всех нот гаммы в пределах трех октав (включая полутона). Именно возможность точного попадания в одиночные ноты сделала гармонику этого вида одним из любимых инструментов джазовых исполнителей.

Хроматические гармоники объединяют в одном корпусе две гармоники, переключение между которыми осуществляется использованием специальной кнопки, расположенной на одной из сторон инструмента. При вдувании воздуха в отверстия гармошки вы получаете чистые, полные ноты. Нажимая кнопку, вы перекрываете подачу воздуха на определенные каналы, включая полутона.

Блюзовая гармоника

Блюзовая губная гармоника обычно имеет десять отверстий, в каждое можно играть как на вдох, так и на выдох. На инструментах такого типа можно играть хроматически с помощью специальных приемов — передувов и бендов. 

Блюзовая гармоника

Тремоло-гармоника

Тремоло-гармоника имеет две звуковые пластины, звучащие одновременно, слегка расстроенные относительно друг друга, за счет этого создается тремоло-эффект. На каждую ноту приходится два язычка, в результате чего звук получается более насыщенным.

Тремоло-гармоника

Эта губная гармоника довольно проста, и на ней очень легко научиться играть практически любому даже с минимальными музыкальными способностями. Но нужно помнить, данный вид довольно ограничен в возможностях, что связано с недостающими нотами. На тремоло-гармонике можно играть простые детские мелодии, русские и украинские народные песни, другие композиции.Тремоло-гармоника позволяет интерпретировать мелодии более эмоционально, создавая полновесное звучание.

Октавная гармоника

Октавная гармоника является разновидностью диатонической и представляет собой две звуковые пластины, звучащие одновременно и настроенные точно в октаву относительно друг друга. Это придает большую громкость и иной тембр звука.

Октавная гармоника

Басовая гармоника

В басовой гармонике каждое отверстие играет только на выдох, на каждую ноту приходится по две звуковые пластины, настроенные в октаву.

Басовая гармоника

Аккордовая гармоника

Аккордовая гармоника состоит из двух подвижно закрепленных пластин, сдвоенные язычки которых настроены в октаву. Имеет ноты и на выдох, и на вдох, что позволяет использовать различные аккорды.

Урок 2-2

Тема урока: Обучение интонированию звукоряда диатонической гармоники.

Задание урока

  • Внимательно посмотрите урок.
  • Скачайте десять файлов приложения к уроку
  • Отработайте и запишите упражнения, сыгранные на  каждой дырке вашей гармоники под предоставленные файлы (играя одновременно со звучанием этих файлов), предварительно запустив соответствующий номеру дырки файл, пропевая и проигрывая звучащие ноты, попадая в унисон со звучанием нот файла
    • Пропеть и проиграть ноты для каждого приведенного файла на соответствующих дырках губной гармошки.
    • Записать 10 файлов. На записи в каждом файле:
      • 1 пустой такт для привыкания исполнителя к темпу
      • 4 такта (1 такт = 4 удара метронома) слушаем ноты, готовимся их петь
      • 8 тактов пропеваем ноты (произносим слог “Ма” на каждую ноту, в унисон)
      • 2 такта готовимся играть на гармошке – берем гармонику, проверяем постановку рук и амбушур
      • 8 тактов играем ноты на гармошке вместе с фортепьяно (мягкий старт каждой ноты – ее  выведение по громкости – додержание – смена дыхания без поддергивания)
      • 8 тактов играем ноты без сопровождения фортепьяно, ориентируясь и попадая в метроном (мягкий старт каждой ноты – ее  выведение по громкости – додержание – смена дыхания без поддергивания)

Техника игры на губной гармошке

Чтобы играть на губной гармонике, вам необходимо овладеть тремя основными техниками постановки языка и губ: свистом, u-образной блокировкой и блокировкой языком.

Правильное положение рук при игре на гармонике

  • Самая простая из них – техника свиста, с нее обычно и начинают учиться, но она является ограничивающей. При такой технике игры необходимо сжать губы так, как вы это делаете при свисте, затем задержать губы на одном отверстии в гармошке и направить туда поток воздуха.

  • При технике U-блокировки нужно свернуть свой язык в букву U (трубочкой), когда левая и правая стороны языка блокируют крайние отверстия.

  • При блокировке языком необходимо использовать язык и губы. Это самая популярная техника, так как позволяет легко перестроиться с ноты на аккорд.

Музыкант должен держать гармонику именно так

Новичку занятия лучше начинать с медленной игры аккордами и придерживаться при этом диафрагмального дыхания. Затем можно переходить к мелодиям, которые лучше «снимать» на слух с записей профессионалов. Крайне полезным будет выучить несколько мелодий по нотам, играть под минусовку, записывать и прослушивать собственную игру. Выбирайте, учитесь, играйте, и у вас все обязательно получится!