Мгу факультет фундаментальной физико-химической инженерии: приемная комиссия, проходной балл

«Филологи воруют наши стулья»

— Когда была сделана эта аудиозапись?

— Не я автор этой записи, но предполагаю, что в ноябре 2019 года.

— Чем вы вызвали такой гнев, что других студентов заставляли «подключиться к борьбе» с вами?

— В рекреационных зонах гуманитарного корпуса, где мы готовимся к парам, были два-три недоломанных стула, а парт намного больше. Сначала я ходил с этой проблемой к замдекана Людмиле Григорьевой, но все свелось к такому:

Поэтому я подумал, что стоит написать открытое письмо, собрать подписи, показать, что это волнует не только меня, но и других студентов. Написал об этом во «ВКонтакте».

И после этого произошел взрыв! Я узнал, что я — враг народа, что это письмо подметное, что я являюсь участником «Инициативной группы МГУ». Хотя я не являюсь ее участником и вообще узнал о ней от замдекана.

Тогда я подумал, что, наверное, есть какой-то чат, куда сбрасывают посты и говорят, что надо написать правильный комментарий. Смешнее всего, это подтвердилось!

Ко мне подошел человек и сказал: «Мне угрожали отчислением. Сказали, что я должен написать комментарий: мы тебе вектор задали, дерзай, помоги факультету. А факультет поможет тебе — продлит тебе пересдачи».

«Нужен прикольный факультет»

— Почему вы выбрали этот факультет?

— Я его почти не выбирал. Не читал пабликов, ничего не смотрел. Кроме того, я не хотел поступать на банальный факультет. У меня была идея, что химфак, физфак, мехмат — как-то очень скучно, а нужен какой-то прикольный факультет, новый: биоинженерия, биоинформатика, биотехнологии. Пришел подавать документы на факультет биотехнологий. А на том же самом этаже — ФФФХИ. Думаю: о, прикольный факультет, физико-химический. Мне как раз и физика, и химия нравятся, а с пятого курса обещают еще и биологию. К тому же у меня была олимпиада, и ее зачли как раз на нашем факультете, так что мне не нужно было писать дополнительное вступительное испытание. И я такой: круто! Когда поступил, декан перед нами выступал и сказал, что есть базовый институт в Черноголовке, и мы туда будем ездить со второго семестра и делать в реальных научных лабораториях реальную научную работу. И я: ничего себе, вообще кайф!

— Вас не пытаются завалить на сессиях?

— На нашем факультете почти нет своих преподавателей. Почти все преподаватели приглашены с других факультетов, поэтому они имеют возможность выставлять те оценки, которые считают нужным. Они с других факультетов, и если что, просто уйдут. У нас так уже выдавили всеми любимого преподавателя с мехмата — Палина Владимира Владимировича. Мы все были в шоке, потому что он очень любимый преподаватель, ведет у нас с первого по третий курс. Но другие преподаватели спокойно ведут занятия и ставят оценки, которые заслуживают студенты. У меня не было ни разу, чтобы меня пытались на больших предметах завалить. Я всегда спокойно закрываю все предметы на «пять».

Студент МГУ Иван Шматин. Фото из личного архива

Курсы МГУ

Общеуниверситетские подготовительные курсы на базе МГУ проводятся для выпускников 9—11-го классов и для учеников начальной школы. Обучение платное, занятия проводятся в вечернее время.

Подготовительные курсы, проходящие на факультетах МГУ

  • Механико-математический. Подготовительные курсы проходят по следующим предметам: английский и русский языки, математика, информатика, физика. Форма обучения: очная и вечерняя.
  • Вычислительной математики и кибернетики. Форма обучения — очная. Занятия проходят по следующим предметам: русский язык и литература, математика, английский язык, информатика, физика. Недавно были открыты дистанционные курсы по предметам: английский язык, геометрия, физика, алгебра.
  • Физический. Предметы: математика и физика. Дистанционно можно пройти обучение по алгебре и тригонометрии, механике, электричеству и магнетизму, молекулярной физике и термодинамике, оптике и основам ядерной физики.
  • Химический. Форма обучения — очная и дистанционная. Предметы, по которым осуществляется подготовка: биология, химия, физика, математика.
  • Биологический. Предметы: химия, биология и математика.
  • Почвоведения. Форма обучения — очно-заочная. Подготовительные курсы проводятся по следующим предметам: русский язык, биология, химия, география и математика.
  • Геологический. Предметы: математика, русский язык, физика. Форма обучения — очная.
  • Географический. Очно-заочная форма обучения проводится по следующим предметам: география, литература, русский язык и математика. Несколько лет назад открылся дистанционный центр подготовки.
  • Исторический. Занятия проводятся по очной форме обучения. Предметы: история России, русский и английский языки, история искусства.
  • Филологический. Обучение проводится в трех формах: очная, вечерняя и дистанционная. Подготовка осуществляется по следующим предметам: иностранные языки (французский, немецкий, английский), русский язык, литература, теория литературы, история.
  • Философский. Предметы: обществознание, история России. Формы обучения — очно-заочная, дистанционная.
  • Экономический. Обучение проводится по следующим предметам: математика, русский и английский языки, экономика, литература, обществознание. Поступающие в магистратуру могут пройти подготовку дистанционно по предметам: финансы и кредит, экономика, менеджмент.
  • Юридический. Формы обучения — очно-заочная, дистанционная. Предметы: русский язык и литература, история, обществознание.
  • Журналистики. Подготовка осуществляется по следующим предметам: русский язык и литература, подготовка к ДВИ.
  • Психологии. Форма обучения — очная. Предметы: биология, математика, русский язык, обществознание.
  • ИСАА. Предметы: русский и английский языки, история.
  • Социологический. Форма обучения — очно-заочная. Предметы: обществознание.
  • Иностранных языков и религиоведения. Формы обучения — очно-заочная, дистанционная. Обучение осуществляется по следующим предметам: иностранный язык на выбор (английский, французский, немецкий, итальянский, славянские языки, испанский), русский язык и литература, обществознание, история России.
  • Государственного управления. Дисциплины: история Отечества, русский и английский языки, математика и обществознание.
  • Глобальных процессов. Форма обучения — очная. Предметы: русский и английский языки, история России.
  • Мировой политики. Дисциплины, по которым ведется подготовка: методика написания сочинения, история России и всеобщая история, иностранный язык (на выбор). Для поступающих в магистратуру ведется подготовка по предмету международные отношения.
  • Искусств. Формы обучения — очная и очно-заочная. Предметы: русский язык, история искусств, история и искусства, изящные искусства.
  • Высшая школа бизнеса. Предметы: английский язык и математика. Выпускники могут подготовиться к поступлению в магистратуру по дисциплинам: английский язык и менеджмент.
  • Высшая школа перевода. Дисциплины, по которым ведется подготовка: русский и иностранный языки, история и обществознание.
  • Высшая школа управления и инноваций. Форма обучения — очно-заочная. Подготовка ведется на базе 10—11-го класса.
  • Высшая школа телевидения. Форма обучения — очная. Подготовка к творческому конкурсу.
  • Политологии. Дисциплины: русский и английский языки, история, обществознание.
  • Высшая школа современных социальных наук. Подготовка ведется по обществознанию. Возможно выбрать форму обучения.
  • Фундаментально физико-химической инженерии. Предметы: химия, математика, физика (на базе выпускных классов).

Партнеры

Компания «Яндекс»

«Яндекс» является одним из мировых лидеров IT-индустрии. Компания появилась в 2000 г. — через три года после запуска портала yandex.ru. Система «Яндекс» является четвёртой среди поисковых систем мира по количеству обрабатываемых запросов. В настоящее время «Яндекс» имеет офисы и представительства в 9 странах, в которых работают более 8000 человек. Сервисами и мобильными приложениями Яндекса пользуются 90,4% аудитории интернета в российских городах с населением от 100 тысяч человек.

Компания «Крибрум»

Компания «Крибрум» основана в 2010 году группой компа¬ний InfoWatch и компанией «Ашманов и партнеры» с целью разработки интеллектуальной системы мониторинга и ана¬лиза социальных медиа. В настоящее время «Крибрум» является лидером коммерческих и научных исследований социальных сетей и новых медиа. Генеральный директор компании «Крибрум» — кандидат технических наук, заведующий кафедрой цифровой социологии ВШССН МГУ имени М.В. Ломоносова Ашманов Игорь Станиславович.

Институт социально- политических исследований РАН

Институт социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН — ведущий социологический научный центр в России. Основными направлениями в его работе являются: анализ и прогноз социальных, социально-политических и социально-демографических процессов и их последствий в РФ и в странах Евразийского пространства; социальная динамика, структура и стратификация российского общества; история социологии; социология религиозных и межкультурных отношений; социальная демография; социология права; социология молодежи; социология конфликтов.

Исследовательский холдинг Ромир

«Ромир» – крупнейший частный исследовательский холдинг, специализирующийся на масштабных маркетинговых, кросс-медийных, общественных и социально-экономических исследованиях, проводит экзит-поллы, advanced retail audits, GRI. Холдинг поступательно и успешно развивается в течение 33-х лет, первая структура создана в 1987-м году. Холдинг «Ромир» является эксклюзивным представителем международных исследовательских ассоциаций Gallup International и GlobalNR в России и СНГ, проведение исследований возможно в 100 странах мира, а стандарты качества полностью соответствуют международным.

Социологический факультет МГУ

Социологический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, основанный 6 июня 1989 года, традиционно занимает ведущее место в процессе подготовки профессиональных социологических кадров. С 2014 года деканом социологического факультета является доктор социологических наук, профессор Осипова Надежда Геннадьевна. Сотрудничество с Социологическим факультетом МГУ имени М.В

Ломоносова позволяет обмениваться научным знанием, опытом и, что важно, помогает студентам познакомиться с различными научными школами

Совет Федерации Федерального Собрания РФ

Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания — парламента Российской Федерации. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ — Матвиенко Валентина Ивановна.

«Пусть она уходит»

— А не было мысли действительно перевестись на другой факультет?

Я в какой-то момент всех в черный список бросил. Думал до этого месяца три: а как же свобода слова? А потом решил: хотят высказываться — пусть идут на свою страничку и высказываются. Это моя страничка, я что хочу, то на ней и пишу в рамках закона, поэтому до свидания с моей страницы

В последнее время вообще перестал обращать на них внимание. Поговорил с однокурсником, он говорит: «Тебе нравится здесь учиться? Тебе нравятся предметы и преподаватели? — Да

— А зачем тебе тогда переводиться?»

А я буду учиться на моем любимом факультете, с моими любимыми преподавателями и моими любимыми однокурсниками.

Оксана Баулина

Общая информация

Церемония открытия прошла пышно, и с 26 апреля (7 мая) 1755 года двери университета открыты для всех желающих. Каждый год преподаватели и студенты с размахом отмечают эти даты, проводятся научные конференции и гулянья.

В Московском университете было 3 факультета: медицинский, философский и юридический. Поступившие студенты осваивали науку с философского, где приобретали первоначальные знания и знакомились с гуманитарными и естественными науками. Желающие продолжали обучение на других курсах и получали специальность юриста или врача.

В университет могли поступить не только представители высшего сословия. Исключением были только крепостные крестьяне. Да и среди преподавателей были люди, принадлежащие не только к дворянам. Способных студентов всячески поощряли и посылали за границу.

Первоначально все студенты учились бесплатно, но государственных средств не хватало на покрытие потребностей университета. Руководство решило брать плату с обеспеченных студентов, от уплаты освобождались только неимущие.

Помощь оказывали и меценаты: оплачивали счета, передавали в библиотеку редкие коллекции книг, карты, приборы для опытов.

Студенты университета всегда принимали активное участие в жизни не только «научного дома», но и всей страны. Во времена вторжения Наполеона студенты и преподаватели добровольно вступали в ряды армии и проявляли отвагу в борьбе с врагами.

После отмены крепостного права жизнь в университете сильно изменилась. Было принято решение расширить список дисциплин, да и желающих получить образование стало больше.

Студенты с радостью встретили весть о грядущей революции и свержении царя. Многие из них заняли первые места в борьбе. Студенты больше не платили за обучение, стипендии выросли в два раза.

30—50 годы стали трагическими для жизни университета. Ученые и молодые преподаватели были вынуждены покинуть стены лабораторий, другая половина подверглась жестоким репрессиям.

В 1940 году университету было присвоено имя основателя — М. В. Ломоносова. Его имя университет носит и по сей день. В годы Великой Отечественной войны количество студентов сократилось наполовину. Молодые люди шли добровольцами на фронт.

В послевоенные годы университет стал развиваться с новой силой, здание достроили, количество студентов увеличивалось с каждым годом. Ученым было предоставлено новое оборудование, библиотека пополнилась редкими книгами, увеличилось количество факультетов.

«Ты против факультета, против университета, против страны»

— Вы делаете хорошее дело, учитесь на отлично. Я все-таки не могу понять, почему на вас давят на факультете?

— На самом деле, я тоже не понимаю. Мне кажется, это объясняется какими-то клише в голове человека. Людмила Дмитриевна в разговорах из раза в раз повторяет: «Ты вот здесь хочешь построить группы», — чуть ли ни террористическую организацию в ее понимании. Она, наверное, решила: он — инициативный, значит, он из «Инициативной группы». Теперь ей все понятно: мы тебя ненавидим, ведь мы за Россию, за Путина. А раз ты из «Инициативной группы», значит, ты против факультета, против университета, против страны.

— А разве нельзя быть против Путина, но за Россию?

— В их представлении — нельзя. Есть точный водораздел: если ты инициативный и имеешь свое мнение, значит, извини, тебе не место в нашей «светлой России настоящего». (Смеется.) Она мне говорила:

А я даже не состою в «Инициативной группе»! И не хочу тем более, чтобы какие-то трупы были! Что происходит? (Смеется.) Это МГУ? Все молчат? Но почему я тоже должен это делать? Нет, я не буду. Все боятся, никто меня открыто не поддерживает, но я считаю, что я прав, и я продолжаю это делать. Некоторые говорят: надо тебе с ними замириться, цветы подари, скажи, что…

Олимпиады

МГУ постоянно проводит олимпиады для школьников, которые помогают поступить в вуз и просто провести время с удовольствием.

Список олимпиад на 2019—2020 г

  1. Государственный аудит. Олимпиада для старшеклассников, которые хотят себя проявить. Проводится она с 2009 года и носит междисциплинарный характер. Состоит из двух этапов: 1. Отборочный — проводится с ноября по январь. 2. Заключительный. Пройдет в марте 2019 года.
  2. Покори Воробьевы горы. Олимпиада проводится уже много лет, в ней участвуют школьники со всей России. Проводится по 9 предметам. Отборочные туры пройдут во многих школах с сентября по январь, заключительный этап пройдет в Москве в конце февраля — начале марта 2019 года.
  3. Турнир имени М. В. Ломоносова. В олимпиаде участвуют ученики 6—11-го классов. Вопросы затрагивают основные дисциплины. Участники могут сами выбирать предметы и свободно перемещаться по аудиториям. Этот регламент не распространяется на учеников выпускных классов. Награждение пройдет в мае 2019 года.

«Мусор — это плохо»

— Когда вы начали заниматься экоактивизмом?

— Наверное, природой во мне заложено, что я должен заниматься какой-то общественно-полезной деятельностью. В какой-то момент, когда началась совсем жесть, я решил не идти на обострение с деканатом. А экология разрешена у нас на факультете. (Смеется.) Плюс эти идеи мне близки и органично вписались в мою жизнь. Немножко меняя свои привычки, ты делаешь большие положительные шаги для окружения и просвещения. У нас есть «Экогильдия МГУ», неформальное объединение. Она занимается просвещением, продвижением ценностей устойчивого развития, способствует формированию культуры нового человека, осознанно относящегося к окружающей среде.

— Вы координатор проекта раздельного сбора мусора?

— На самом деле, нужно перестать называть это мусором. Просто меняешь это слово на «отходы» — и совершенно по-другому начинаешь все воспринимать. Мусор — это плохо, грязь, запах, потому что там органические остатки. Если ты их отмыл и разделяешь, то у тебя остается только упаковка. А упаковка не пахнет. Пластик, стекло, металл, бумага не пахнут, если они не загрязнены пищевыми отходами. Просто не надо бросать на землю. Сжал упаковку, положил в соответствующий контейнер — и все. Всем радость: меньше мусора, больше переработанного вторсырья.

— Как ваш проект реализуется в МГУ?

— Каждый месяц к нам приезжает машина экоцентра «Собиратор». Мы сортируем отходы по их списку, по разным мешкам раскладываем, загружаем в машину, и она уезжает. Изначально мы пытались согласовывать раздельный сбор отходов на территории общежитий и главного здания. Но нам не пошли навстречу. В результате мы через Студенческий совет дошли, в том числе, до ректора Садовничего. И он нам разрешил. Мы запустили программу по внедрению двухпоточной системы, как в Москве, только на территории МГУ. Плюс еще установили баки для макулатуры, постепенно налаживаем рабочую инфраструктуру.

«15 лет тут властвует единолично»

— Это ботоферма такая?

— На самом деле, все глубже. На факультете существует атмосфера: ты или «свой», или «не вписываешься в нашу прекрасную ламповую ФФФХИ-шную семью». Критерий очень простой: либо ты согласен с Людмилой Дмитриевной и принимаешь все, что она говорит, либо не согласен.

Тут поддерживают миф: если кто-то лайкнет мой пост, это смерть, его отчислят. Ходят байки, что действительно за лайки и комментарии отчисляли. Причем нет такого положения об отчислении, но люди думают: ой, нет, это, наверное, деканату не понравится, давайте не будем от греха подальше, чтобы ничего не случилось. В общем, большинство запуганы.

Когда началась эта волна гонений, мне стали разные люди с факультета писать: «Ты, конечно, молодец, смелый, говоришь все правильно. Мы тебя поддерживаем, но не можем этого публично сделать, потому что боимся, что нас отчислят. А мы из провинции приехали, нам общежитие нужно». Очень много такого.

— То есть в МГУ свое мнение выражают москвичи, а те, кто приехали из регионов, боятся?

— Насколько я наблюдаю, в целом в МГУ от этого не зависит. Эта тенденция нашего факультета. Связана она не с образованием, а с нашей замечательной замдекана Людмилой Дмитриевной. Она 15 лет тут властвует единолично. Декан практически не появляется: два раза в год на вручении студенческих билетов и дипломов, а между ними — на комиссиях по отчислению. Остальные вопросы решает она единолично. Она — и ученый секретарь, и замдекана по всем вопросам, и глава стипендиальной комиссии, и глава комиссии по этике. Все комиссии, которые должны быть, возглавляет она.

Получилась система: если ты не с нами, то ты против нас. То есть необходимо еще и доказывать свою верность.