Астрономия в школе: тогда и сейчас

Какие обязательные предметы будут в 9 классе в 2021-2022 годах по ФГОС в России

Девятиклассники в рамках школьного образования в 2021-2022 учебном году будут изучать 14 предметов. Для удобства ознакомления курсы представлены в таблице.

Наименование предмета Описание курса 
Русский язык В рамках курса изучают строение предложений, использование в них соединительных союзов. Проводится повторение пунктуации и изучение расстановки знаков препинания в предложениях с несколькими грамматическими основами.
Литература На уроках литературы в 9 классе учащиеся знакомятся с произведениями изученных ими ранее российских классиков.
Алгебра В рамках подготовки к ОГЭ проходит активное изучение и повторение квадратичных функций. На их основе рассматриваются правила решения систем неравенств и уравнений. Ученики изучают прогрессию и последовательность.
Геометрия Девятиклассники изучают уравнения прямой и окружности. В рамках повторения рассматривается фигура «Треугольник», соотношения ее сторон и углов, в также правильные многоугольники, вписанные в окружность.
История России  Изучение экономического положения страны в 18-19 веке. Подробный разбор периода Первой Мировой войны и роль Российской империи в ней. Знакомство с известными реформами, оказавшими влияние на государство.
Обществознание В 9 классе в рамках курса рассматривается личность человека, гражданские права индивидууму и мораль.
География Изучение географического положения стран мира. Анализ влияния расположения на развитие государства в различных сферах.
Информатика В 9 классе на информатике рассматривается модель в разных областях. Подробно изучаются особенности моделирования и применения различных видов составляющих модели в процессе ее построения.
Иностранный язык В рамках курса ученики проходят чтение текстов, написанных в различном стиле, переводят полученную информацию и практикуют аудирование.
Физика  Подробно изучаются колебания, волны, электромагнитные явления. Ученики знакомятся с законами взаимодействия тел и их составами.
Химия На протяжении года рассматривается понятие «Вещество». Подробно изучаются реакции, проводящиеся с ним, методы его познания. Ученики знакомятся с понятиями неорганической химии.
Биология  В 9 классе в рамках курса упор делается на изучение генетики. Подробно рассматривается эволюция человека.
ОБЖ Знакомство с разновидностями чрезвычайных ситуаций, подробный разбор действия человека во время них. Также изучаются способы, позволяющие предотвратить ЧП.
Физическая культура В рамках курса проводится подготовка к сдаче нормативов итоговой аттестации. Ученики вспоминают акробатические и гимнастические элементы, самостоятельно проводят упражнения ОФП, играют в спортивные игры.

Что делать, если физика не даётся ребёнку вообще?

Часто проблема не в ребёнке, а в подаче материала. Если педагог объясняет монотонно и занудно, а учебник написан заумным академическим языком — школьник, который и так убеждён в сложности предмета, никогда не подступится.

Поэтому важно найти преподавателя, который объясняет максимально доходчиво. Перед тем как ввести понятие или формулу, я станцую, покажу видео, нарисую картинку или приведу пример из жизни

Потом поясню суть простыми словами. И только после этого назову термин.

Ещё одна причина, почему с физикой возникают проблемы, — многое в курсе физики из государственной программы завязано на математике. Например, необходимо делать вычисления или выражать из одного другое. 

В обычной школе физика идёт вперёд математики — бывает, что тема, которая уже изучается в курсе физики, основывается на теме из математики, которую дети не проходили. В таком случае стоит либо менять школу, либо подтягивать математику отдельно. 

Обязательные предметы в 7 классе в 2021-2022 годах по ФГОС в России

По ФГОС в 2021 году ученики 7 класса в России будут изучать 15 основных дисциплин, в число которых входят:

  • русский язык — изучение служебных частей речи, их правописания, разбор основных ошибок;
  • литература — углубленное изучение литературных понятий, рассмотрение и особенностей на примерах;
  • алгебра — работа с математическими моделями, линейными функциями, системами и многочленами;
  • геометрия — новый предмет для школьников, поэтому в течение курса ученики знакомятся с базовыми понятиями науки;
  • иностранный язык — процесс обучения направлен на расширение познаний в области грамматики;
  • история — изучение всемирной истории и истории России в эпоху нового времени;
  • обществознание — работа с понятием «ценности», воспитание чувства патриотизма в учениках через изучение этого явления;
  • география — изучение особенностей появления крупных земных объектов, материков и океанов;
  • биология — знакомство с разнообразием мира животных, изучение классификаций и особенностей развития представителей разных категорий;
  • физика — новый предмет для школьников, в первый год ученики знакомятся с основными физическими понятиями и начинают углубляться в науку;
  • информатика — изучение основ программирования, знакомство с примитивными языками;
  • ИЗО — обретение познаний в области архитектуры и дизайна;
  • музыка — изучение классических произведений и их влияние на становление современной музыки;
  • физкультура — подготовка к соревнованиям, углубленное изучение спортивных игр;
  • технология — знакомство с кулинарией и рукоделием (у девочек), изучение электромеханики (у мальчиков).

Какие новые предметы введут в школе в 2021-2022 годах

Сейчас на обязательное образование в школах отводится до 36 часов. Точное количество зависит от класса. На внеурочную деятельность отводится до 10 часов. Это время и планируется потратить на дополнительные предметы. Как было отмечено ФГОС, обязательными они являться не будут.

В перечень таких предметов включены:

  • подготовка к олимпиадам — решение задач повышенной сложности, которые предлагаются на олимпиадах;
  • программирование — scratch и на языке Python;
  • финансовая грамотность и основы предпринимательства — проводится по программе, разработанной Банком России и лучшими преподавателями сферы экономики.

С нового учебного года эти предметы будут введены только в некоторых школах Московской области. Какие из них проводить, учебное заведение выбирает самостоятельно. Для проведения уроков в школу будут приходить специалисты данных областей.

Обязательные предметы в 6 классе в 2021-2022 годах по ФГОС в России

В соответствии с ФГОС в перечень обязательных предметов для 6-классников войдут 12 дисциплин:

  • русский язык, в рамках которого на протяжении года будут изучаться пунктуация, синтаксис и новые части речи;
  • литература — дети будут знакомиться с российскими и зарубежными классиками;
  • математика — изучение новых способов расчетов дробей и отрицательных чисел;
  • иностранный язык — изучение новых частей речи, упор на глаголы;
  • история России — изучение периода Древней Руси;
  • обществознание — знакомства с основными сферами общественной жизни;
  • география — изучение правил работы с контурными картами, знакомство с оболочкой Земли;
  • биология — углубленное изучение живых организмов и их взаимодействия с миром;
  • музыка — знакомство со способами выражения чувств по отношению к миру;
  • физическая культура — работа над развитием физических навыков с помощью упражнений и подвижных игр;
  • технология — продолжение знакомства с основами кулинарии (для девочек) и работа с разновидностями материалов (для мальчиков);
  • изобразительное искусство — изучение образа человека, работа над портретным рисунком, знакомство с пейзажами известных художников.

На что ориентироваться при выборе профиля

Результаты ОГЭ

В профильные классы набирают школьников, уже показавших хорошие результаты по предмету. Если в аттестате за 9 класс у ребёнка тройка по математике, в физико-математический класс его, скорее всего, не возьмут.  

Способности и склонности

Если у ребёнка есть ярко выраженные способности или склонности, в профильном классе ему помогут их развить. Например, он плохо разбирается в программировании, но увлекается биологией. Или плавает в литературе, но силён в математике. В профильном классе не придётся тратить время на предметы, которые даются не очень хорошо.

Предметы ЕГЭ

Выбирайте профильный класс, ориентируясь на предметы, которые ребёнок собирается сдавать. Как правило, подготовке к ЕГЭ и разбору сложных заданий в таких классах отведено больше времени. 

Как не ошибиться с выбором профильного класса

Убедитесь, что профиль подходит ребенку

Например, ребёнок любит биологию, но не очень хорошо разбирается в химии. В этом случае биолого-химическое направление может ему и не подойти. Есть риск, что подросток отстанет от одноклассников, начнёт получать плохие оценки и потеряет мотивацию. В этом случае лучше выбрать общеобразовательный профиль, а биологией дополнительно заниматься самостоятельно или с репетитором. 

Изучите все варианты

Допустим, ребёнок хочет в профильный класс, чтобы углубленно изучать литературу. А в вашей школе есть только гуманитарный профиль, где к ней прилагается история с обществознанием. В этом случае можно попробовать поискать школы с узким филологическим профилем. И наоборот, если подросток никак не решит, поступать на филолога или историка, ему подойдет профиль с более широким набором гуманитарных предметов. Встречаются и еще более редкие профильные классы в школах: по журналистике, праву, искусству. Возможно, ребёнку нужен один из них. 

Оцените предстоящую нагрузку

В профильных классах задают больше домашних заданий и предъявляют более высокие требования к ученикам. Не каждый ребёнок легко выдержит подобную учебную и психологическую нагрузку. Если от него потребуются все силы, чтобы «соответствовать» уровню профиля, к ЕГЭ он может прийти физически и морально истощённым. Возможно, в таком случае больше подойдёт обычный класс и дополнительные занятия с репетитором по нужным предметам. 

Какие необязательные предметы будут в 9 классах в 2021-2022 гг

Среди необязательных предметов, которые могут быть введены в 9 классе в 2021 году в любой школе по ФГОС в России, педагоги выделяют:

  • экономику — в большинстве случаев изучается в рамках обществознания, как отдельный раздел;
  • статистика — предмет частично содержит информацию, изученную 9-классиками ранее на математике;
  • краеведение — вводится регулярно для изучения особенностей развития родной области;
  • экология — часто не выделяется как отдельный предмет, поскольку изучается в рамках географии и биологии;
  • классный час — урок проводит классный руководитель 1 раз в неделю, на нем поднимаются и решаются важные вопросы класса;
  • личное развитие — чаще предмет носит название «Психология», ученики познают себя, определяют сильные стороны и направления для дальнейшего развития;
  • проектирование — проводится с целью изучения основных этапов создания проекта, знания пригодятся в будущем для процесса проектирования.

Самостоятельная подготовка

Многие одиннадцатиклассники останавливаются на самостоятельной подготовке к ЕГЭ по информатике. При достаточном знании предмета, системности и настойчивости, используя дополнительные ресурсы, вполне возможно выйти на достойный балл. Такой способ подготовки характерен для школьников, которые не имеют финансовых возможностей на курсы или репетитора, а также для учеников, не стремящихся к максимально высокому результату.

Помочь в освоении материала могут школьные учителя, некоторые из них охотно согласятся поработать со своим учеником дополнительно совершенно бесплатно. Используя документы ФИПИ, печатные пособия и онлайн-ресурсы, правильно спланировав подготовительный процесс, можно рассчитывать не только на получение школьного аттестата, но и на баллы, достаточные для подачи документов в вуз.

Демоверсия, спецификация, кодификатор

Кодификатор состоит из двух разделов. В первом перечислены все элементы содержания, которые будут проверяться в ходе испытания. Следует отметить, что не все вопросы, изучавшиеся в школе, вошли в данный перечень, поэтому рациональнее будет готовиться к ЕГЭ именно по кодификатору.

Во втором разделе перечислены умения и навыки, которыми должен обладать участник ЕГЭ. Сюда входит способность моделировать процессы, интерпретировать их результаты, работать с информацией при помощи различных систем, пользоваться языками программирования, соблюдать технику безопасности и др.

Спецификация дает понимание того, как будет происходить весь процесс сдачи экзамена. Школьник из этого документа узнает актуальную информацию по таким вопросам:

  • структура экзаменационной работы, распределение заданий по содержательным разделам и уровню сложности;
  • изменения по сравнению с предыдущим годом;
  • регламент проведения испытания и разрешенные к использованию дополнительные материалы;
  • система оценивания отдельных упражнений и в целом всей работы.

Демоверсия – это третий документ из основного пакета. Он представляет собой демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов. Школьник здесь найдет инструкцию по выполнению работы, необходимые разъяснения, а также версию всех заданий КИМ. Ученик может проверить свои силы, выполнив упражнения, а затем сверить их с правильными ответами, приведенными в конце. Также он увидит, как должна выглядеть запись ответа по каждому из заданий.

Печатные пособия

Для подготовки к ЕГЭ по информатике учащиеся могут воспользоваться актуальными печатными пособиями. Ведущие издательства страны сотрудничают с разными авторами и конкурируют между собой, стараясь как можно раньше представить актуальные учебники. Пройдемся кратко по наиболее популярным изданиям:

  • Е.М. Зорина, М.В. Зорин «ЕГЭ-2021. Информатика. Сборник заданий: 350 заданий с ответами»;
  • Л.Н. Евич «Информатика и ИКТ. 9-11 классы. Карманный справочник»;
  • И.А. Трофимов, О.В. Яровая «ЕГЭ. Информатика. Универсальный справочник»;
  • В.Р. Лещинер, С.С. Крылов, А.П. Якушин «ЕГЭ. Информатика. 11 класс. Готовимся к итоговой аттестации».

Кроме того, теоретические материалы можно найти в школьных учебниках за предыдущие годы.

Онлайн-ресурсы

При организации самостоятельной подготовки не стоит забывать и об интернет-ресурсах, которые становятся все более популярными. На них можно найти задания разной сложности, варианты их решения и комментарии, дополнительную полезную информацию, советы школьникам и их родителям.

Назовем несколько сайтов, которые помогут в подготовке к ЕГЭ по информатике в 11 классе:

Химия в основной школе

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.) предмет «Химия» входит в предметную область «Естественнонаучные предметы». Изучение химии начинается с 8-го класса.

Федеральный базисный учебный план (Приказ Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 г. N 1312, с изменениями и дополнениями) на изучение химии в 8-9 классах отводит 70 учебных часов в год (2 учебных часа в неделю). Количество учебных часов может быть увеличено за счет регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения .

В федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253) включены учебники следующих завершенных предметных линий по химии для основной школы:

Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.).

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Федерального государственного образовательного стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Изучение предметной области «Естественнонаучные предметы» должно обеспечить: — формирование целостной научной картины мира;- понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;- овладение научным подходом к решению различных задач;- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;- овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;- осознание значимости концепции устойчивого развития; — формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Предметные результаты изучения предметной области «Естественнонаучные предметы» (Химия) должны отражать: 1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии; 2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

Как быстро выучить всю информатику с нуля

Наши рекомендации по обучению:

  • Подготовьте план и график. Если хотите быстро выучить все разделы информатики, то заниматься нужно интенсивно, не менее 1-2 раз в неделю. Составьте список тем, которые будете изучать: хранение информации на компьютере, работа с текстовыми, табличными, графическими редакторами, алгоритмические задачи и т. д.
  • Выберите учебные материалы. Это могут быть школьные учебники, книги по программированию с нуля, онлайн-тренажеры, например, для «слепой» печати или для написания кода. Заниматься можно и по видеоурокам, но лучше выбирать не бесплатные вебинары из интернета, а проходить видеокурсы в онлайн-школе – без практики пользы от учебы не будет.
  • Найдите наставника, который сможет ответить на ваши вопросы, поможет разобраться со сложными темами и укажет на ошибки.
  • Ведите конспекты, чтобы вся важная информация была собрана в одном месте.

Удобнее всего обучаться на онлайн-курсах. Например, в онлайн-школе «Фоксфорд» есть разные учебные программы:

  • Базовая информатика для каждого класса (с 5 по 11) – видеокурс состоит из вебинаров в записи: 30 видеоуроков по 1 часу или 15 по 2 часа. На занятиях подробно разбирают школьную программу, показывают примеры. Такой курс подходит тем, кто не справляется с материалом на уроках в школе.
  • Интересная информатика для 5-8 классов – 7 видеолекций, на которых рассказывают о простых алгоритмах, учат решать логические и алгоритмические задачи.
  • Основы программирования на Python для детей – на курсе изучают базовый синтаксис, создают игры и приложения на Питоне. В программу входит 31 занятие.

Как выбрать учебник по физике

Определитесь с целью и интересующим вузом. От законов тока переходите к квантовой физике, кибернетике; от механики к электричеству. Для домашнего обучения нужны подробные учебники, соответствующие кодификатору; при выполнении домашних заданий пользуйтесь дополнительной литературой; для подготовки к экзамену берите справочники и сборники.

Наша команда подготовила список критериев для выбора пособий по физике.

Соответствие кодификатору

В кодификатор включена информация о темах, необходимых для выполнения ЕГЭ по физике. Соответствие информации экзаменационному уровню проверяйте по элементам содержания в кодификаторе. Углублённый уровень в старших классах включает 139 элементов к изучению.

Последовательность элементов и структурный подход в обучении определяет соответствие ФГОС. Обычно такие пособия рекомендует Минобрнауки или они включены в Федеральный перечень, что указывается на первых страницах или обложке.

Детальность и количество определений

Определения должны быть интересными и подробными. Подсказки по количеству деталей и основных понятий есть в кодификаторе.

Углублённо понятия раскрываются в профильной литературе. В базовой же приведены основы механики, оптики, кинетики, термодинамики.

Степень углублённости изучения

Степень углублённости определяется по двум критериям: новизна материала, сложность подбора формул и решений.

Существует пять этапов сложности физических задач. Первый подразумевает поиск величин, построение рисунка. Второй определяет границы применимости законов, предлагает найти переменные по линейному закону и экстремальные значения, подразумевает применение теории из разных разделов физики. Это этапы 7-8 классов.

В третьем используются математические вычисления и преобразования. Четвёртый требует подсчёта, округления, перевода величин из одного вида в другой. Пятый задаёт количественные параметры и комплексные уравнения в сумме с другими науками. Это этапы 9-11 классов.

Дополнительная информация

Пособия должны обучать базовым законам физики, основываться на практике, понятно объяснять сложные темы, вроде квантовой механики или принципов работы лазерного луча. Главы с историей изобретений, биографией физиков, отсылками на сайты по физике, сложными заданиями по астрофизике, термодинамике, теории относительности формирует заинтересованность в предмете.

Профессии гуманитарного профиля

Выше мы привели примеры некоторых востребованных профессий, требующих гуманитарного склада ума. Перечислим ещё несколько направлений гуманитарного профиля с отличными перспективами для трудоустройства.

Юриспруденция

Юрист — одна из самых востребованных гуманитарных профессий с широкими перспективами карьерного роста. Чтобы добиться успеха в юриспруденции, необходимы внимательность, развитые навыки коммуникации и умение работать с большими массивами информации.

Управление (менеджмент)

Проектный менеджер, исполнительный директор, рекрутер — профессии, подразумевающие управление людьми, всегда престижны и высоко оплачиваются. Для этой специализации необходимо умение находить подход к разным людям, проявлять мягкость и твёрдость в зависимости от обстоятельств и не бояться ответственности. 

Продвижение и реклама

С развитием интернета PR-менеджер, бренд-менеджер и маркетолог стали одними из самых популярных и востребованных гуманитарных профессий. Чтобы хорошо выстроить концепцию бренда и правильно преподнести товар покупателям, требуется не только умение чувствовать потребности клиентов, но и хорошая коммуникабельность, фантазия, а порой и чувство юмора.

Педагогика

Принято считать, что преподаватели в России получают мало. Однако это относится только к работникам государственных образовательных учреждений. Множество частных школ готовы предложить классным специалистам достойную зарплату. Ещё более прибыльным делом при должном мастерстве может стать репетиторство. Кроме того, эта работа всегда остаётся востребованной. Помимо отличного знания своего предмета, педагог должен обладать хорошей эмпатией и коммуникативными способностями. 

Психология

Высокая эмпатия, развитый эмоциональный интеллект, умение слушать и анализировать позволят построить карьеру в области психологии. В последнее время всё более востребованной становится профессия конфликтолога — специалиста, занимающегося разрешением сложных ситуаций между сотрудниками компании. 

Переводы

Человек, хорошо владеющий иностранными языками, всегда может найти хорошую работу в компании, имеющей дело с иностранными подрядчиками, импортом или экспортом. Особенно высоко оплачиваются услуги синхронного переводчика на международных встречах. Самыми востребованными языками на настоящий момент являются английский, китайский, испанский, французский и немецкий. 

Дипломатия

Попасть в эту гуманитарную профессию непросто, зато работа в области международных отношений весьма престижна, хорошо оплачивается и может послужить основой отличной карьеры. Дипломатам необходимы проницательность, блестящее знание языков и развитые навыки коммуникации — умение не только говорить, но и слушать. 

Журналистика и копирайтинг

Вся текстовая информация на любом сайте (включая данную статью) создана копирайтерами. Мастера печатного слова всегда могут рассчитывать на должности в интернет-компаниях с достойной оплатой труда. Не менее востребованной профессией в интернете является и журналистика. В условиях жёсткой конкуренции СМИ постоянно требуются люди, способные писать грамотно, осмысленно и интересно. 

Дизайн

Визуальный образ продукта в современной культуре является одним из важнейших факторов популярности. Поэтому люди, способные создавать оригинальные образы и находить изящные и функциональные решения, в наше время востребованы как никогда. Большие перспективы перед творческими людьми открывает направление веб-дизайна. Профессии, связанные с ландшафтным, промышленным и интерьерным дизайном также остаются популярны.

Фото и видео

Человек, у которого есть талант и оборудование, никогда не останется без работы. Популярность визуального контента в интернете сделала фотографа и видеооператора одними из самых востребованных профессий. А ещё это отличная возможность совмещать работу и увлечение. Хорошего специалиста в области фото- и видеосъёмки отличает умение нестандартно мыслить, создавать яркие художественные образы и ответственное отношение к работе. 

А что думают специалисты?

Директор Института прогрессивного образования Анна Маркс прокомментировала результаты исследования. По ее мнению, сегодня школьники намного более практичны, чем те же подростки, но 10-20 лет тому назад. Именно поэтому основным критерием определения «нужности/ненужности» того или иного предмета стало «пригодится/не пригодится» в дальнейшей жизни.

Конечно же то, что современные дети стали более прагматичными, является несомненным плюсом – они хорошо понимают, что и для чего они делают. Однако многие из них, в силу возраста, забывают или попросту не догадываются, что разнообразие предметов, в том числе и «лишних», не только способствует развитию логики и мышления, но и позволяет в целом получить системные представления о мире.

Кроме того, с большей долей вероятности, лишние по мнению школьников предметы попали в черный список только лишь потому, что детям их неинтересно преподносили. Например, если говорить о злополучном ОБЖ, то что можно учить на протяжении нескольких лет? Как правильно включать/выключать свет? Или как нужно переходить дорогу с оживленным движением? Ведь по-настоящему нужным навыкам (тем же навыкам оказания первой помощи), обычный преподаватель вряд ли научит. А технология? Ну какая может быть технология, если в большинстве школ уже давно нет мастерских и швейных классов. А вышивать крестиком или клеить открытки интересно ученикам начальных классов, но никак не современным старшеклассникам.

Нельзя не сказать и о том, что ко многим предметам, которые не вызывают интерес у школьников, и руководство школ относится как к второстепенным и маловажным. Поэтому и преподавание этих предметов неинтересное, «для галочки». Да и как может быть по другому, если тех же учителей рисования в школах катастрофически не хватает, и уроки рисования преподают педагоги, которые кроме «точка, точка, запятая, вышла рожица кривая» ничего рисовать-то и не умеют. Естественно, на таких уроках скучно, в результате чего у школьника формируется стойкое убеждение о «ненужности» этого предмета.

Сегодня многие дети хорошо знают, чтобы натренировать тело, необходимо идти в спортивный зал, где долго и упорно «прокачивать» нужные группы мышц. Но, к большому сожалению, они не понимают, что мозг, как и другие мышцы, нужно постоянно «прокачивать». И здесь в роли тренажеров выступают как раз вот те «лишние» предметы, которые так хочется убрать из школьной программы.

Да, теорема Пифагора и сведения об инфузории-туфельке в дальнейшей жизни может быть и не пригодятся, но то, что они помогут «прокачать» мозг – это факт.

Школьная информатика не успевает за развитием информационных технологий

В этом году система образования сделала важный шаг навстречу школьной информатике, выпускники сдают ЕГЭ по этому предмету на компьютерах — впервые. А саму информатику до сих пор преподают по бумажным учебникам, в которые не всегда оперативно вносят изменения — притом, что мир информационных технологий меняется буквально каждый день. И, соответственно, учебники нужны электронные, быстро адаптирующиеся и к изменениям в мире ИТ. Решением могут стать электронные учебники, реагирующие на новшества в мире информационных технологий. Влад Степанов, руководитель службы разработки одного из таких пособий, «Яндекс.Учебника», утверждает, что его продукт можно не только оперативно обновлять, но и подстраивать под уровень восприятия школьников.

Как выбрать дополнительные предметы для сдачи ЕГЭ

Чтобы сделать правильный выбор, нужно определиться с направлением жизненного пути. Если вы не собираетесь поступать в вуз или хотите продолжить образование в колледже, то дополнительные предметы можно не сдавать. 

Тем, кто претендует на высшее образование, нужно узнать в вузе, сертификаты по каким дисциплинам необходимо иметь. 

  1. Сначала определитесь с выбором основного направления. Каким оно будет — техническим, гуманитарным, экономическим, естественнонаучным, юридическим, лингвистическим? Узнайте о профессиях, которые есть в интересующей вас области, о том, насколько они востребованы. 
  2. После того как составили список профессий, узнайте, в каких учебных заведениях можно получить образование по этим специальностям. Составьте список из 10-15 подходящих вузов.
  3. Посмотрите на сайтах учебных заведений, сертификаты по каким предметам ЕГЭ нужны для поступления на интересующие специальности и направления (или позвоните в приемную комиссию). Например, для поступления на факультет информационных технологий, помимо обязательной профильной математики, вторым предметом может быть как информатика, так и физика. А для некоторых направлений дизайна может потребоваться сертификат ЕГЭ по литературе.
  4. Сделайте выбор и начните подготовку.

В отличие от 9 класса список самых популярных предметов среди 11-классников построен не по принципу «от самого легкого к самому сложному», а по степени востребованности для поступления:

  1. Возглавляет его профильная математика, которая необходима для экономических, технических и информационных направлений. В 2021 году ее выбрали более чем 50% выпускников.
  2. Вторым по популярности предметом, почти наравне с профильной математикой, стоит обществознание (48% учащихся 11 класса), так как сертификат по этому экзамену нужен для поступления на многие гуманитарные направления.
  3. Третьей в списке идет физика (21%). Она считается основной для большинства технических дисциплин.
  4. Совсем немного уступает ей биология (почти 20% 11-классников). Этот предмет сдают поступающие в медицинские, фармацевтические, ветеринарные вузы, на биологические факультеты.
  5. Историю в 2021 году пожелали сдать 16,6% выпускников. Помимо исторического факультета, этот предмет нужен для поступления на направления туризма, политологии, истории искусств.
  6. Несмотря на востребованность специалистов по информатике и ИКТ, этот предмет сдавали всего 13,8% учащихся 11 класса.
  7. Наравне с ней по популярности идет химия (13,4%). Она нужна будущим врачам, химикам, фармацевтам.
  8. Английский язык выбрали около 13% выпускников, а остальные иностранные языки не набрали и 1%. Иностранные языки нужны будущим переводчикам, таможенникам, социологам и специалистам всех связанных с международными отношениями областей.
  9. Литературу решили сдавать 8,2% 11-классников. Она востребована у поступающих на факультеты журналистики, дизайна, искусств.
  10. Завершает рейтинг география (меньше 3%). Она нужна поступающим на направления географии, геологии, геофизики, геохимии, экологии и смежные с ними.

Какие бывают профили

Под «профилем» подразумевается более глубокое изучение определённых предметов. На них выделяют больше часов, а количество уроков по «непрофильным» предметам сокращают до минимума, необходимого для освоения программы.

В  федеральном государственном образовательном стандарте 2020 года указаны 4 основных профиля:

  • естественные и математические науки;
  • гуманитарные науки;
  • технологии;
  • социально-экономические науки.

Пятый профиль – общеобразовательный – предназначен для детей, которые не выбрали ни одио из узких направлений.

ФГОС предусматривает, что в программе каждого профиля обязательно должны быть русский язык и литература, математика, иностранные языки, общественные и естественные науки, а также физкультура и ОБЖ. Но в каком объёме и какие именно предметы включить в учебный план профильного класса – решает школа. На основе перечня ФГОС школа формирует более узкие профильные классы. Самые распространённые варианты:

Профиль Предметы
Физико-математический Физика, математика
Информационно-технологический Информатика, математика, физика
Химико-биологический Биология, химия
Лингвистический Русский язык, литература, иностранный язык
Филологический  Русский язык, литература
Гуманитарный Русский язык, литература, история, обществознание
Социально-экономический Обществознание, география

Бывают и другие профили: инженерные, культурологические, педагогические, юридические, художественно-эстетические и даже театральные.