Кто такой тьютор и чем он занимается

Зачем тьютор взрослому?

В школе и университете обучение — это приоритет, но во взрослом возрасте он уходит на второй план. Кроме лекций и домашних заданий есть еще работа, семья и другие сферы жизни, за которые человек несет ответственность. «Поэтому как раз для взрослых людей тьютор очень важен. Он помогает быстро сориентироваться в учебном процессе, найти нужную информацию, подсказывает, к кому обратиться, то есть экономит самый ценный ресурс — время», — считает Елена.

Независимо от возраста, главные факторы успеха — цель, желание и, конечно же, мотивация. «Самому старшему моему студенту было около 70 лет

Он всех собирал на дополнительные активности, и ему важно было общение. У него с мотивацией было все хорошо»

Тьюторы могут работать как в штате учебного заведения, так и на фрилансе. У каждого варианта свои особенности:

Штатный тьютор — это посредник между учебным заведением и учениками. Он хорошо разбирается в программе, знает преподавателей. Если ученику понадобится дополнительная консультация или перенос даты зачета, он знает, к кому идти с этим вопросом.

Тьютор-фрилансер — это специалист, который работает с мотивацией, самоопределением и усвоением материала по теме. Он может как провести несколько консультаций и решить конкретный запрос, так и выстраивать долгосрочную работу со студентом.

Тьютор: образование. Где лучше учиться?

Дефектологическое направление подготовки НИИДПО включает две программы, предназначенные для подготовки тьюторов на базе высшего и среднего профессионального образования. Причём профиль основного образования не имеет определяющего значения.

Освоить профессию «тьютор» заочно дистанционно можно на курсах Института. Чтобы получить квалификацию «тьютор», профессиональное обучение не подходит, но можно пройти переподготовку или повышение квалификации.

Профпереподготовка тьюторов рассчитана на 4 месяца (15 недель, 340ч.), выпускники становятся квалифицированными тьюторами и получают соответствующий диплом.

Это базовый курс, освещающий основные теоретические, методические, методологические вопросы, психолого-педагогические аспекты тьюторства

Значительное внимание в подготовке тьюторов дистанционно уделяется освоению методов консультирования – личного, семейного, профессионального. Будущие тьюторы учатся создавать образовательную среду, способствующую реализации образовательных маршрутов, разработанных для конкретного ребёнка, работать со специальными индивидуальными программами развития

На странице программы обратите внимание на отзыв Слушателя с техническим образованием, который прошёл курс обучения тьютора для того, чтобы вести тьюторское сопровождение собственного ребёнка с ОВЗ.

Повышение квалификации тьюторов. Программа обучения тьюторскому сопровождению инклюзивного образования «особых» детей – учащихся с нарушениями зрения, слуха, речи, интеллектуального развития и т.д. Рассчитана всего на 144 часа (2 месяца), но раскрывает ряд существенных тем.

Этот курс обучения тьюторов состоит из трёх модулей – от основ к более узким темам. Сначала немного теории, истории тьюторства, правового обоснования данной деятельности. Затем – педагогика инклюзии, проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для «особых» детей. И в завершение – компенсирующее семейное воспитание детей с различными нарушениями здоровья (развития).

Также в НИИДПО реализуется объёмный по содержанию курс на тему организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ при получении ими СПО, ВО и дополнительного образования.

Организация образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования

144 часа (2 мес.)

9200 руб. 4341 руб.

Отправить заявку

Подробнее о курсе

Ю.В. Федоренко, канд. психол. наук,учитель-дефектолог детей с ОВЗ,завкафедрой дефектологии испециальной психологии НИИДПО

Спасибо! Ваша заявка отправлена

Наш специалист свяжется с Вами

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Зачем онлайн-школе тьютор и какие функции он выполняет

Тьюторство в онлайн-школе — важнейшая часть процесса обучения. Обычно общение наставника с учеником происходит во время созвона. По видеосвязи для учеников младших классов и через общение голосом — для подростков.

На онлайн-обучении основная трудность ребенка — недостаток персонализации. У него есть только компьютер. Ни коллектива, ни учителя рядом.

Конечно, он может найти инструкцию по обучению на сайте, но гораздо приятнее, когда есть «свой» человек, который может помочь разобраться с уроками, выстроит план постижения знаний и распишет его по этапам.

Мягкими способами тьютор приучает ребенка к самоконтролю, самостоятельному отслеживанию результатов и постановке следующих целей

Это очень важно при онлайн-образовании. Умение мыслить, воспринимать новую информацию, анализировать ее и делать вывод — пригодится не только во время обучения, но и во взрослой жизни

Как взаимодействует тьютор с учеником:

  • Тьютор выстраивает план личностного развития ребенка.
  • Вместе они обсуждают планы и видение будущего ученика.
  • Определяют все доступные ему ресурсы.
  • Фиксируют их в виде ментальной карты.
  • Выстраивают первые и последующие шаги по достижению цели.
  • Действуют и контролируют результаты.
  • Вносят поправки в план при необходимости.

Как проходит первая встреча с тьютором

Занятия с тьютором называются тьюториалами. Они проводятся по видеосвязи. Это удобно, потому что ребёнок находится в комфортной атмосфере, а ещё не нужно тратить время на дорогу. 

Ещё до первого видеосеанса тьюторант (тот, кто проходит тьюторскую программу) получает ссылку для прохождения теста, разработанного партнёром домашней онлайн-школы «Фоксфорда». Диагностика Skillfolio — это фундамент для дальнейшей работы тьютора. 

Первый тьюториал можно условно разделить на несколько этапов.  

Знакомство с тьютором

Тьютор устанавливает контакт с ребёнком, узнаёт, чем тот увлекается, что ему нравится. Обычно этот этап длится не больше пяти минут.   

Выявление сильных сторон ребёнка

Для этого тьютор использует японскую философию икигай и «паутинку навыков». 

Икигай — понятие, которое довольно сложно перевести на русский язык. Обычно под ним подразумевается главный интерес человека, то дело, которое приносит ему радость. Во время консультации тьютор вместе с ребёнком рисует «цветок икигай» и заполняет «лепестки»: в чём он силён, что любит и так далее. 

«Паутинка навыков» — тест, во время которого ребёнок отвечает на вопрос «что я умею хорошо».

Эти и другие техники позволяют тьюторанту получить конструктивную развивающую обратную связь от тьютора, расширить знания о самом себе и узнать свои «зоны роста».

Обсуждение образовательного маршрута

Ключевую роль на первой консультации с тьютором играет исследование его «радара интересов» и знакомство с возможным маршрутом обучения.

«Радар интересов» показывает области, которые наиболее близки подростку‍

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» можно выбрать один из шести готовых предметных маршрутов: математический, физико-математический, технологический, гуманитарно-лингвистический, социально-гуманитарный, естественно-научный.

В результате этого этапа тьюторант может либо скорректировать намеченную траекторию развитию, либо утвердиться в ней. 

Завершение

В течение 5–10 минут в конце встречи тьютор подводит итоги и даёт ребёнку несколько практик на дом, чтобы он смог продолжить работу над своими сильными сторонами. 

Результаты встречи тьютор фиксирует в специальном отчёте, который отправляется родителям на электронную почту.   

Связующее звено между системой и ребёнком

Тьюторы обязательно имеют высшее педагогическое или психолого-педагогическое образование и проходят курсы повышения квалификации

Требования к тьютору очень высокие, ведь для ребёнка важно, сможет ли он довериться взрослому

Должностные обязанности наставника в школе или на семейном образовании не сильно отличаются. Длительность тьюторского сопровождения обсуждается индивидуально с каждым ребёнком и родителем. Это могут быть 2–3 встречи, а иногда это работа на несколько месяцев. 

Обязанности тьютора:

  • анализ личности и интересов школьника;
  • оценка ресурсов ребёнка и помощь в формулировании цели;
  • составление индивидуального плана обучения;
  • помощь в профориентации;
  • анализ деятельности и результата работы ребёнка, корректировка учебного плана;
  • обучение самостоятельной корректировке стратегии образования и преодолению проблем и трудностей самообразования;
  • мотивирование на участие в проектной и научно-исследовательской деятельности;
  • проведение встреч с педагогами и родителями для обсуждения плана обучения, его корректировки и анализа результатов (на семейном образовании это обсуждается только с родителями);
  • помощь в сочетании учёбы с другими интересами. 

В современном образовании тьютор — незаменимый человек. Он поможет сделать процесс обучения наиболее эффективным именно для вашего ребёнка. На семейном образовании роль тьютора особенно важна, потому что родителям без педагогического опыта бывает трудно грамотно составить индивидуальный план обучения.

Перспективы профессии

Современное образование все больше стремится к индивидуализации. Коллективная школа дает массив знаний, общих для всех, однако для дальнейшей жизни и построения карьеры каждый учащийся должен выбрать свою траекторию развития, которая наиболее полно раскрывает его способности и соответствует его запросам. Тьюторство и консалтинг будут все шире входить в образовательную деятельность, особенно в крупных городах. Со временем иметь своего наставника станет для детей привычным делом, поэтому представители профессии не останутся без любимой работы.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия тьютор подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Как работать с тьютором дома?

Работа с педагогом-тьютором в домашних условиях возможна, это доказало дистанционное обучение в последние месяцы. Однако для успешной работы надо заранее продумать и обсудить с тьютором:

Важный параметр
Комментарий
Время и продолжительность работы

Тьюторы обычно берут деньги за час занятия. Время заранее оговаривается. Главное, чтобы во время тренинга ребенок был бодрым, не обеспокоенным другими делами.
Площадка для занятий

Занятие должно происходить с тьютором наедине. Присутствие родителей может давить на ребенка, мешать доверительным отношениям. Идеальное место — детская.
Обстановка в месте занятия

Ничто не должно отвлекать ребенка от работы с тьютором, особенно если он совсем маленький

Особенно важно, чтобы ничто не отвлекало его от диалога, так что не тревожьте ученика, пока он работает с тьютором.
Практическая составляющая

Если вы наняли частного тьютора, а не специалиста из школы или агентства, с опытами могут быть проблемы. Либо они должны организовываться дистанционно, либо ответственность за них берут родители.

Обязанности тьютора

Работа заключается не только в проведении уроков и общении с детьми. Специалист выполняет сразу несколько функций. В обязанности тьютора входит:

  • разработка методической литературы;
  • распределение ресурсов для успешной учебы;
  • проведение индивидуальных тренингов;
  • выявление нарушений в психике ребенка;
  • консультирование учеников, родителей и преподавателей;
  • организация взаимоотношения школьников с учителями;
  • помощь выпускникам с выбором профессии.

Тьютор способствует тому, чтобы у детей был стимул к обучению. Он разрабатывает специальные методические планы для индивидуальной работы с каждым ребенком, занимается оценкой и распределением ресурсов, чем обеспечивает успешность образовательного процесса. Проводит личные беседы и тренинги.

Он консультирует родителей, самих детей, преподавательский состав, улучшает их профильные навыки и обучающие технологии.

А также должностная инструкция включает помощь выпускникам в сфере профориентации. Тьютор выявляет наклонности ученика, его интересы, оценивает его способности и любовь к труду, соответствие характера выбранной профессии. Специалист организовывает конструктивное взаимодействие преподавателей с учащимися, рассматривает их позиции в конфликтных ситуациях. Он координирует деятельность учителей в заведениях, где обучаются дети с отклонениями.

Все свои функции специалист выполняет по методам работы тьютора: он собирает и систематизирует информацию, оформляет учебные планы соответственно требованиям и оценивает результаты труда.

Что входит в консультацию: бесплатную и платную

Как уже говорилось ранее, в нашей академии вы можете общаться с вашим тьютором бесплатно по любой теме программы. Но если вы захотите обсудить личный кейс по работе или другой вопрос, не входящий в рамки курса — то можете обратиться к любому нашему преподавателю за персональной консультаций. И она уже будет платной.

Чем же отличается одна консультация от другой?

  • Бесплатная консультация

    Включает разбор заданий по программе обучения только у вашего тьютора. С ним вы можете решать задачи, тесты и кейсы, уточнять информацию по теме модуля, готовиться к будущим экзаменам. Где можно задать вопросы тьютору, мы рассмотрели выше (чат, вебинары, форумы).

  • Индивидуальная платная консультация

    Может быть с любым тьютором академии, опыт работы которого вам больше импонирует и подходит специфике вопроса. Проходит такая консультации по видеосвязи через нашу площадку eTutorium (подключается гарнитура, преподаватель видит вас, а вы его). Занимает встреча обычно не более часа. Если вопрос глобальный — его можно разбить на несколько консультаций.

    Перед общением вы можете прислать тьютору вопросы, о которых пойдет речь, и файлы для ознакомления. В зависимости от специфики вопроса, тьютор будет разбирать вопросы на слайдах или через показ рабочего стола (например, совместная работа в файлах excel). Такую консультацию вы можете получить в любое время, даже если вы уже не обучаетесь на курсе.

Отличие от прочих педагогических профессий

В системе образования существует немало специалистов, помогающих детям во время образовательного процесса. Профессия «Тьютор» уникальна тем, что для этого педагога нет проблемных и успешных, плохих и хороших учеников. Для личного наставника неприемлема оценочная система, свойственная для традиционного образования.

Привычная задача учителя – передать знания по принципу «от простого к сложному». Функция тьютора – создать среду обучения, помочь выбрать приоритеты и выстроить индивидуальную программу. Наставник не говорит напрямую, как обучаться, он помогает подопечному идти по пути личностного роста и саморазвития.

Школьный учитель, преподаватель вуза, воспитатель в ДОУ работает фронтальным методом, с классом или аудиторией. Тьютор – максимум с тремя учениками. Встречается формат групповой работы, но при условии, что все действующие лица объединены общими интересами. Стандартный и самый дорогой вариант – один на один с учеником.

Тьютор в детском саду – не воспитатель и не няня. Он не только сопровождает образовательный процесс и обслуживает ребенка с ОВЗ, но развивает в нем самостоятельность, подсказывает, как правильно найти контакт с другими. Цель наставничества – адаптировать подопечного к новым условиям, чтобы в дальнейшем он смог вести обычный образ жизни в обществе.

Почему родитель не должен быть тьютором

Вы наверняка столкнётесь с таким предложением от самой школы. Но практика показывает, что ребёнок может не воспринимать родителя как педагога, а это станет серьёзным препятствием к его успешному обучению. Да и отношение у учителей к такому тьютору будет не совсем правильным, они будут прежде всего видеть родителя и не воспринимать обоснованные претензии.

А кроме прочего, постоянное нахождение и контакт с ребёнком круглые сутки быстро истощают родителей и даже их самые искренние педагогические порывы сводятся к поражению. И между прочим, предлагая этот вариант вам, школа в большинстве случаев рассчитывает на то, что для своего ребёнка вы будете работать бесплатно.

https://youtube.com/watch?v=j03cah7gGFU

Что это такое?

Сопровождение сотрудников в их обучении и развитии – это сложная и многогранная деятельность. А когда встает задача связать обучение с практикой, повысить эффективность бизнес-процессов, всё становится еще интереснее. Поэтому в отношении ролей в бизнес-образовании иногда можно встретить курьезы: тьютора путают с трекером, ментора – с наставником, тренера – с модератором и т. д

Порой одну роль пытаются определить через другую, например: «тьютор – это фасилитатор, призванный помочь обучающемуся выбрать индивидуальную траекторию образования»1 или «тьюторство и коучинг как особые формы наставничества…».

Но методологически важно разобраться кто есть кто в образовательном процессе: размытость ролей или стремление включить в одну роль всё на свете может привести к тому, что ни в одной роли сопровождающий не достигнет целей.

Чем же сегодня оперируют специалисты в области сопровождения образовательных процессов? К сожалению, многие модели, которыми пользуются для наполнения и определения ролей, уже морально устарели.

Базовая модель для дифференциации ролей в образовательном процессе 2

Самое простое деление на групповой и индивидуальный процессы, которые вы видите на схеме, предложенной латиноамериканцем Гектором В. Лозоя, уже не выглядит вполне достаточным: если раньше коуч работал только с одним клиентом, теперь мы встречаем командный, групповой и даже дуальный коучинг

И коучинг, и модерация основываются на внутреннем знании, которым уже располагают участники, но вряд ли этого хватит для того, чтобы дифференцировать все роли.

Поэтому намного логичнее исходить из целей обучения и развития, понимая:

1

каким будет фокус внимания роли,

2

что является источником влияния в процессе,

3

какой результат участники ожидают получить от взаимодействия.

Сравнительный анализ ролей в образовательных проектах

К этому списку также можно добавить:

временные рамки, то есть насколько длительным будет планируемое взаимодействие,

тип отношений, то есть насколько общение будет формализованным,

требования к планированию, то есть насколько важна подготовка к каждой сессии.

Особенности профессии

Тьюторство в образовании – это принципиально новый вид педагогической деятельности. Свое применение находит в работе с проблемными семьями, детских дошкольных учреждениях, школах, колледжах, в сфере дополнительного или профессионального образования, в высших учебных заведениях.

На сегодняшний день рассматривается несколько аспектов тьюторства в образовании. Это, во-первых, компенсаторная деятельность, направленная на разрешение трудностей с успеваемостью, дисциплиной или организацией дополнительных занятий. Задача наставника — помочь преодолеть несоответствие между учебной программой и реальными возможностями ученика.

Во-вторых, тьютор должен суметь помочь решить проблему развития личностного потенциала средствами просвещения – организовать «избыточность» образовательной среды, чтобы ученик смог открыть для себя что-то новое и заинтересоваться учебным процессом. Здесь подразумевается помощь в направлении воплощения проектной и исследовательской деятельности.

В-третьих, тьюторство в системе образования подразумевает формирование процесса работы, направленное на достижение конечного результата. Таким образом, обучающийся должен пройти путь культурного, профессионального и личностного самоопределения. Сопровождение непрерывно длится в течение всего образовательного процесса.

Этика тьютора: на чьей он стороне?

— Зачем понадобился этический кодекс тьютора?

— В какой-то момент мы поняли, что профессия не охватывается только технологией и профстандартом. Ты можешь быть технологически очень развит, а ценностно — нет. Было несколько прецедентов, после которых стало ясно, что мы должны этически закрепить определённые принципиальные положения. Например, была очень некрасивая ситуация, когда тьютор начала работать с тьюторантом, но не закончила свою работу, а деньги родителям не вернула. Или когда тьютор для технической поддержки во время работы в онлайне пригласила помощников, но с родителем тьюторанта это не обсудила, а родитель не захотел рассказывать про своего ребёнка при посторонних людях. Вот такие ситуации мы и захотели в будущем предупредить за счёт введения этического кодекса.

— Этот кодекс принят раз и навсегда, или он всё время дополняется?

— Понятно, что сразу всё учесть невозможно. Этический кодекс — это примерно как клятва Гиппократа в медицине, но постоянно усложняющаяся. Ничто не мешает нам каждый год дополнять и редактировать его.

— Можете на конкретных примерах пояснить, в чём заключается этика тьюторства?

— Например, очень важно, чтобы до начала работы тьютор согласовал ожидания как с родителями, так и с самим ребёнком. Если у ребёнка есть свои замыслы, которые расходятся с желаниями родителя, то тьютор проводит ряд переговоров, но если согласия достигнуть не получается, то тьютор не начинает работать

Тьютор должен честно сопровождать интересы тьюторанта, даже если это маленький ребёнок. А если родители не поддерживают интересы ребёнка, то работа тьютора просто обессмысливается. Ведь тьютор приходит и уходит, а ребёнку с родителями жить.

— А если тьютор — сотрудник школы или вуза, то чьими интересами он руководствуется?

— Если тьютор работает в рамках институциональной структуры (детского сада, школы, вуза и так далее), то тогда необходимо согласование с родителем как представителем ребёнка, с самим ребёнком, администрацией школы или, например, классным руководителем.

Тьютор, работающий в школе, должен понимать, хочет ли родитель, чтобы у его ребёнка была такая услуга, потому что тьютор всё время работает на усиление позиции ребёнка, а это может усугубить конфликтную ситуацию, если она есть в семье.

— Что конкретно делает тьютор, чтобы усиливать позицию ребёнка?

— Он помогает создать такую среду, в которой можно было бы увидеть интересы ребёнка, и дальше помогает их представить во взрослом мире. Ребёнок ещё понятия не имеет, какие существуют науки и университеты, — он, может быть, жуками интересуется или камнями, но не знает, что есть энтомология или геология. Задача тьютора — раскрыть, поддержать и усилить его интерес. Как именно это сделать — каждый раз конкретная тьюторская работа. Для этого существует множество методик, в каждом конкретном случае она будет своя.

Обязанности тьютора

Есть стереотип: педагоги-помощники работают только в инклюзивных учреждениях, с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Действительно, изначально тьюторское сопровождение предлагалось только этой категории учеников.

Только так оно закреплено современными российскими законами об образовании. Но фактически сейчас к педагогам-тьюторам обращаются в обычных учреждениях, на дистанционном обучении, даже в детских садах.

В обычной школе

В школе педагог-помощник взаимодействует с учениками несколькими путями. Такие преподаватели часто проводят тренинги для целых классов, параллелей. Обычно на такие мероприятия приглашают успешных специалистов, которые показывают изнанку работы, отвечают на вопросы. Возможна и индивидуальная работа через:

  • Беседу. На начальных этапах сопровождающий должен получить доверие несовершеннолетнего. Потом он выступает как активный слушатель, помогает с решением проблем, не напрямую связанных с поиском будущей профессии;
  • Вопросы. Когда контакт установлен, тьютор начинает выявлять сильные стороны школьника через диалог, задания в игровой форме. Позднее он учит ребенка формулировать вопросы себе;
  • Личностно-ресурсную карту. Такой кластер, создаваемый педагог, помогает понять, как ребенок получает, обрабатывает информацию. Обычно с картой работает не школьник, а родители;
  • Опыты. Опыты — возможность для учащегося испробовать себя в новой сфере деятельности. Или в той, которой он планирует реализовать себя, когда вырастет;
  • Дебаты. Этот способ взаимодействия особенно важен для школьников старшего звена. Между ними и организуются дебаты. Еще он помогает развивать коммуникативные способности, отстаивать свои взгляды на учебу.

На дистанционном обучении

При дистанционном обучении сопровождающий педагог особенно нужен. Дистанционка подразумевает другое расписание, самостоятельный подход к учебе.

Некоторым детям трудно смириться со сменой формата. В таких случаях тьютор создает новую модель обучения, правильный график занятий. Многие образовательные центры, школы практикуют онлайн-консультации с тьюторами.

Некоторые дистанционные школы проводят переподготовку основного педагогического состава. Это сокращает расходы на сопровождающих преподавателей. Но результат говорит о том, что лучше работать с узким специалистом.

В детском саду

Фактическая роль сопровождающего — ознакомление малышей с профессиями и будущими направлениями обучения. Чаще всего оно проходит в игровой форме в специальных центрах по типу КидСпейс, КидБург.

Работа педагога-помощника в детском саду похожа на ту, что он ведет в младшей школе. На личностно-ресурсную карту ребенка здесь не ориентируются — в детском саду составить ее нельзя до 7-ми лет.

Чем тьютор отличается от коуча

Задача коуча — подтолкнуть клиента к действиям. Чаще его нанимают во взрослом возрасте. Например, когда размышляют, как стать успешным бизнесменом, о чём мы делились с вами ранее. Коуч помогает перевести мысли в результат. Определяет шаги по реализации уже сформированной цели и контролирует, чтобы клиент их исполнял.

Часто коуч использует довольно жесткие методы, ставит человека в ограничивающие условия: выбора нет — нужно действовать. Это метод стимуляции для зрелых людей, которым нужен мощный толчок к материальным переменам.

В отличие от коуча, тьютор работает исключительно мягкими методами. Так как его первоначальная цель — полностью расположить к себе ученика, установить доверительный контакт и удерживать его на протяжении всего процесса обучения. Поэтому тьютор избегает воздействия на ученика агрессивными способами.

Но тьютор, обладая некоторыми коучинговыми техниками, может навести на правильные ответы. Из коучинга в тьюторство пришло умение задавать правильные вопросы. Они выстроены определенным образом, помогают запустить мыслительный процесс и дойти до ответа. При этом тьютор, как и коуч, не дает собственную оценку информации, которую рассказывает ученик. Он лишь продолжает развивать с ним мысли, важные для понимания его личности, как ниточку клубка.

Обязанность тьютора — помочь ребёнку с самоопределением.

Понять:

  • кем он хочет стать в жизни
  • какой он человек
  • как он может себя охарактеризовать
  • что ему свойственно
  • о чём он мечтает
  • чего хочет достичь

Дойти до искренних ответов на эти вопросы можно только в состоянии полного доверия к собеседнику. Потому что зачастую мы не способны признаться в чем-то даже себе сами.

Когда тьютор получает от ученика полную картину об индивидуальных особенностях в обучении и стремлениях на будущее, он приступает к основной задаче.

Направляет ученика на размышление о новых возможностях, ситуациях и явлениях, формирование целей и их закрепление в сознании.

В ходе беседы тьютор показывает возможности работы с новой информацией, подводит к обдумыванию неизведанного ранее.  

Это не похоже на обычный урок, где учитель выдает знания и каждый ученик берет из них столько, сколько захочет/услышит/сможет. Тьютор сеет зерно новых знаний и помогает научиться обдумывать их самостоятельно. Анализировать, подвергать сомнению, сравнивать, оценивать, делать выводы. Это важные умения.

В чём заключается работа тьютора

Перед началом работы с клиентом мы договариваемся об условиях, ожиданиях и формате. После первой встречи я делаю визуальный конспект истории и запроса клиента и прошу его отредактировать. Благодаря этому человек понимает, на что он хочет сделать упор, и мы начинаем работу. Я должен удостовериться, что мой подопечный уверен в том, что предпринимает в области своего образования и развития. В конце мы возвращаемся к запросу и проверяем, оправдались ли ожидания, какой путь человек проделал и какие изменения у него произошли.

Люди приходят с разными запросами. Задача тьютора — организовать и поддержать размышление подопечного над его же образовательной ситуацией. Таким образом, в сопровождении выделяют несколько тактов: формирование запроса, проектирование маршрутов решения, проба решения, коррекция программы.

Я не всегда придерживаюсь такой схемы — иногда клиент приходит со свежей ситуацией, когда что-то изменилось в жизни и надо реагировать. Или в свете новых событий старый запрос становится уже неактуальным. Я помогаю человеку это отследить и обрести уверенность, что изменения происходят по его воле.

Приведу пример: человек переехал из одной страны в другую и рассматривает обучение в магистратуре как способ социализации. Мы проверяем, действительно ли магистратура — единственный вариант для решения этой задачи. А что человек до этого изучал и делал и куда будет двигаться, если выберет ту или иную программу?

Другой пример: клиент прошёл за два года порядка 40 курсов и тренингов в различных форматах и просит помощи с тем, чтобы сделать этот процесс более осмысленным. Для этого мы согласуем видение будущего — какую работу он хочет, какие навыки у него есть сейчас и какие ему нужны для желанной работы, какие дефициты есть и с помощью чего их можно закрыть.

С подростками я сейчас работаю уже меньше, чем раньше. Среди моих клиентов есть, например, двенадцатилетний мальчик, я помогаю ему сформировать умение самостоятельно управлять временем и учёбой.

Каким должен быть тьютор?

Образование. Тьюторство — это профессиональная область на стыке педагогики и психологии, поэтому в идеале нужно иметь образование по этим специальностям. Но хорошим тьютором можно стать и пройдя профильные курсы. Главное — иметь представление о сфере, в которой он работает.

Навыки. Важные навыки — тайм-менеджмент и планирование. Тьютор должен ставить цели и сроки их достижения, помогать вовремя проходить нужный материал.

Личные качества. Главное требование — умение общаться с людьми и эмпатия. Если тьютор не располагает к себе, ему будет сложно построить доверительные отношения со студентами. Поэтому при выборе тьютора действуют те же правила, что и при выборе личного психолога: взаимопонимание, доверие и открытость.

Елена Сегал считает, что на первом месте — личные качества: «Хороший тьютор должен слышать проблему студента и понимать, как ее решить. Для студентов он должен быть кем-то вроде надежного друга».

Курс

Data Science с нуля

Начните изучать одну из самых востребованных профессий в IT. Вы получите индивидуальную поддержку тьютора и помощь в трудоустройстве. Скидка 5% по промокоду BLOG.

Узнать больше

Как построить карьеру

В учебном заведении педагог-наставник может, обладая достаточным опытом и организаторскими способностями, претендовать на должность завуча или директора. Есть вариант продвижения на государственной службе или в научной деятельности. Говоря о карьерном росте, можно указать на прямую зависимость уровня заработка от квалификации специалиста. Особенно это касается профессионалов, работающих на фрилансе. Имея достаточное количество клиентов и хорошую узнаваемость, можно открыть учебный центр или частную школу, в которой основной методикой организации учебы будет использование тьюторства.

Чем занимается тьютор?

Современная тьюторская профессия восходит к тьюторам, работавшим более века назад в Оксфорде. Первоначально это были взрослые люди, которые старались сделать так, чтобы досуг юных студентов проходил по большей части в стенах колледжа и не включал посещение таверн. Постепенно престиж профессии рос, а задачи тьюторов расширялись. Теперь оксфордские занятия с тьютором должны были дать возможность студентам научиться самостоятельно думать, контролировать усвоение знаний, оценивать свой прогресс, сохранять мотивацию. Работа тьюторов осуществлялась индивидуально, и обращение к ним было личным делом каждого конкретного ученика (тьюторанта). 

Так оформились первые ключевые правила тьюторского сопровождения: оно проходит с помощью индивидуальных встреч, которые должны быть постоянными, последовательными и хорошо спланированными. Эти принципы остаются актуальными и сегодня, а практики тьюторского сопровождения распространяются не только на высшее образование, но и на старшую школу.

Более «строгое» определение может звучать так: тьютор — это педагог, который оказывает учащемуся необходимую поддержку при достижении образовательных целей и личностном развитии, а также отвечает за мониторинг прогресса тьюторанта.

По своему функционалу тьютор является одновременно наставником, коучем, воспитателем, мотиватором, а порой даже и провокатором. Тьютор помогает ученику быть осознанным, учиться анализировать и рефлексировать, ставить цели, планировать шаги по достижению этих целей, выстраивать индивидуальную траекторию обучения.

В «Золотом сечении» школьники работают с персональными тьюторами (всего в нашей тьюторской команде девять педагогов) начиная с девятого класса. Регулярные индивидуальные встречи с тьюторами продолжаются весь год, при переходе в 10 класс ученики могут сменить тьюторов или остаться с прежними. Таким образом, тьюторы — это отдельный и самостоятельный элемент современной школы, интеграция которого лишь обогащает образовательный процесс.